. Средневековая Музыка - Зальцбургский монах

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Зальцбургский монах | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1983

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Зальцбургский монах, или Монах из Зальцбурга (нем.: der Mönch von Salzburg) – это миннезингер, поэт-песенник и композитор периода позднего средневековья, творчество которого имеет большое значение для всей Европы.

По объёму сохранившегося творческого наследия этот средневековый лирик превосходит всех других авторов: до наших дней дошло более сотни рукописных текстов, принадлежащих его перу.

Жизнь и личность миннезингера

Оставшийся безымянным Зальцбургский монах жил и творил при дворе архиепископа Зальцбурга Пильгрима II фон Пуххайма (нем.: Pilgrim II. von Puchheim).

Предположение о том, что Зальцбургским монахом был сам архиепископ Пильгрим II, является весьма маловероятным, даже несмотря на то, что одно сочинённое поэтом в 1392 году любовное письмо, казалось бы, указывает на это.

Франц Виктор Шпехтлер (нем.: Franz Viktor Spechtler), бывший профессор древне- и средневерхненемецких, а также ранненововерхненемецких языка и литературы (Professor für Ältere Deutsche Sprache und Literatur) Зальцбургского университета, в своей книге о духовных песнях констатирует, что «в будущих исследованиях мы должны будем искать этого учёного поэта и композитора, имевшего чётко доказуемые связи с князем земли [Зальцбург] и преданным искусству кругом клириков, скорее, при дворе архиепископа и в стенах соборного монастыря (с 1122 года следовавшего традиции обители августинцев-каноников), чем в Бенедиктинской обители Святого Петра (Benediktinerstift St. Peter).» Этот вывод он также обосновывает тем, что все секвенции (католические песнопения) [Зальцбургского] монаха встречаются и в сборнике церковных песнопений (1360 года) Моосбургской августинской обители Святого Кастула (Augustiner-Kollegiatstift St. Castulus zu Moosburg).

По мнению же немецкого германиста-медиевиста Бургхарта Вахингера (нем.: Burghart Wachinger), Монах из Зальцбурга, напротив, проживал не в обители августинцев-каноников, а у бенедиктинцев, и лишь с малой долей вероятности мог жить в соборном монастыре.

Творческое наследие

Обложка музыкального диска с песнями Зальцбургского монахаК числу его сохранившихся произведений относятся написанные на ранненововерхненемецком языке 50 любовных песен, 7 светских песен иного содержания, главным образом застольных, и около 50 духовных песен. Правда, вопрос авторства Монаха из Зальцбурга решён однозначно не со всеми из них.

Его песни были, а некоторые из них до сих пор остаются очень популярными. Они дошли до нас в виде более чем сотни рукописных текстов. При этом 3 рукописных текста светских песен надписаны соответственно именами других авторов: монаха-бенедиктинца Германа (в.-нем.: Herman), наставника-доминиканца Ханнса (Dominikaner Mayster Hanns) и учёного господина Йоханса-монаха (gelerrter her Johans ain Munich); 3 собрания духовных песен надписаны соответственно именами Якоба фон Мюльдорфа (Jakob von Mühldorf), Петера Саксонского (Peter von Sachsen) и мирского священника Мартина (Leutpriester Martin).

Духовные песни

С точки зрения Ганса Вехтера (нем.: Hans Waechter), сочинение Зальцбургским монахом духовных песен следует считать важнейшим свидетельством существования в период позднего средневековья на всём германоязычном пространстве традиций народного духовного песнопения. При этом преобладающими жанрами духовного песнопения являлись гимн, секвенция и хорал. В то время эти народные песнопения считались одной из составных частей церковного богослужения.

В духовных песнях Монаха из Зальцбурга применены более древние немецкие песенные традиции (тоны). Эти песни сопровождали большие праздники церковного года (праздники рождественского и пасхального циклов, а также праздники Святой Троицы и Тела Господня) или были посвящены праздникам святых и Богородичным праздникам.

При этом латинские по стилю гимны и секвенции поэт написал на немецком языке, сочинив на латыни одну единственную духовную песню (O Maria pia; «О, милосердная Мария»).

До нас дошли слова его рождественской песни «Joseph, lieber Joseph mein» (в оригинале: Joseph, lieber nefe mein, hilf mir wiegen mein kindelein) на мелодию более поздней латинской песни «Resonet in laudibus», немецкий текст которой, возможно, тоже написал он сам.

Мелодию одной молитвы Зальцбургского монаха, благословляющей трапезу, использовал Мартин Лютер (нем.: Martin Luther) в своей песне «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш во Царствии Небесном»).

Любовная лирика и другие жанры

Что касается любовных песен этого миннезингера, то они больше не соответствуют традиции классических любовных рыцарских песен в духе высокого миннезанга: воспеваемая в них любовь между мужчиной и женщиной уже не является недостижимой.

В его любовных песнях сосуществуют любовная тоска, страх и ревность, ненависть к соперникам и ярость по отношению к болтунам и завистникам, веселье и заботы.

Монах из Зальцбурга первым из немецких композиторов использовал многоголосие в своих песнях. Он сочинил первый германоязычный музыкальный канон «Martein, lieber herre...».

Он же является автором детской «Песенки планет» (нем.: Planetenkinderlied).

Зачастую строки стихов Зальцбургского монаха образуют акростихи, в которых начальные буквы строк складываются в осмысленные слова.

Крупнейшим собранием рукописных текстов, содержащим большинство песен миннезингера, является Мондзее-Венская рукопись (нем.: Mondsee-Wiener-Liederhandschrift), которая, согласно документальным свидетельствам, в 1472 году веке принадлежала зальцбургскому ювелиру Петеру Шпёрлю (нем.: Peter Spörl), а в настоящее время хранится в Австрийской национальной библиотеке (нем.: Österreichische Nationalbibliothek) в Вене.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Занесено в каталог Deport.ru