. Средневековая Музыка - Вольфрам фон Эшенбах

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Вольфрам фон Эшенбах | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1944

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Памятник Вольфраму фон ЭшенбахуВольфрам фон Эшенбах (нем.: Wolfram von Eschenbach) (родился около 1160/1180 годов; умер около/после 1220 года) – это немецкий средневековый поэт-миннезингер. Свои произведения он сочинял на средневерхненемецком языке. К их числу относятся несколько эпических поэм, а также лирические стихотворения.

Всё, что нам известно о жизни Вольфрама, основано лишь на намёках, присутствующих в его собственных поэмах, и на высказываниях современных ему авторов. Фамилия поэта позволяет сделать вывод о том, что он или его семья были родом из некого местечка под названием Эшенбах. Исходя из географических намёков в его произведениях, можно предположить, что речь идет о городке Оберэшенбах под Ансбахом (Obereschenbach bei Ansbach), ныне Вольфрамс-Эшенбах, переименованном в честь якобы покоящегося здесь миннезингера. Известно, что в течение своей жизни Вольфрам состоял на службе при многих знатных дворах. Так, предполагается, что в течение некоторого времени он имел отношение к свитам графов фон Вертгейм и князей фон Дюрн. Последним принадлежал замок Вильденберг (Wildenberg) в горах Оденвальд, в котором, как считается, фон Эшенбах сочинил часть своего рыцарского романа «Парцифаль». Однако еще во время работы над этим произведением он предположительно поступил на службу к ландграфу Тюрингии Герману I (при дворе которого состоял с 1190 по 1217 годы), известнейшему покровителю немецкой литературы той эпохи.

Спорным является вопрос об уровне образования Вольфрама. С одной стороны, сам поэт заявляет о себе, что презирает ученые книжные знания и является необразованным человеком. В своих высказываниях он называет себя безграмотным, хотя в данном контексте скорее следует исходить из того, что эти высказывания служат для создания специфического образа автора – образа поэта-самоучки, дилетанта, творчество которого отражает растущее самосознание придворного дилетантского общества. Однако, с другой стороны, неоспоримым является тот факт, что Вольфрам обладал обширными знаниями, основанными на латинских традициях образования. Вся его поэзия пронизана квалифицированно трактуемыми сведениями из многих ключевых областей науки (естествознания, географии, медицины, астрономии), а также теологическими суждениями. Очевидно, что весьма обширными были и его познания во французском языке и литературе той эпохи.

В наши дни самым знаменитым произведением фон Эшенбаха считается его рыцарский роман «Парцифаль», который часто классифицируется вообще как самая значимая эпическая поэма того времени. Это – первое сохранившееся сочинение на немецком языке, сюжет которого построен вокруг Святого Грааля. В романе изображены жизненные пути двух героев: с одной стороны, это – описание жизни Парцифаля, его детства, периода, когда он являлся рыцарем Круглого стола, и, наконец, королем Святого Грааля, а с другой стороны – история Гавана, ограниченная лишь периодом его принадлежности к рыцарям короля Артура.

Весьма вероятно, что при создании «Парцифаля» Вольфрам использовал произведение французского поэта-трубадура Кретьена де Труа «Персеваль, или повесть о Граале». Если это так, то роман фон Эшенбаха представляет собой местами весьма свободную интерпретацию «Персеваля». К тому же роман Кретьена остался незавершенным, повествование в нем обрывается на описании истории Гавана. При этом неизвестно, какие источники использовал немецкий миннезингер для написания завершающей части своего произведения (то есть конца истории о Гаване, восточном брате Парцифаля, и его назначении королем Грааля), а также его начала (истории родителей Парцифаля), поэтому большинство исследователей считает Вольфрама непосредственным автором этих частей поэмы. Как бы то ни было, сам миннезингер пишет в «Парцифале», что считает трактовку де Труа ошибочной и утверждает, что использовал для написания своего романа другой источник, произведение провансальского трубадура Киота (Kyot). Правда, кроме упоминания у Вольфрама о Киоте больше ничего не известно. Поэтому в рецепционистской истории 20-го века широко утвердилось мнение о том, что ни самого Киота, ни его поэмы никогда не существовало, и они являются выдумкой фон Эшенбаха.

Наряду с этим существует традиционная точка зрения, согласно которой в «Парцифале» доподлинно воспроизведено некое устное предание. Так, Герберт Кольб (Herbert Kolb) считает Киота реально существовавшим человеком, а швейцарский антропософ Вернер Гройб (Werner Greub) заходит в своей историзации событий, описываемых в «Парцифале», настолько далеко, что утверждает о возможности точного определения основных мест поисков Грааля, которые, по его словам, действительно осуществлялись в 9-м веке.

К числу других крупных поэтических произведений Вольфрама относится поэма «Виллехальм» и эпическая поэма «Титурель».

Поэма «Виллехальм» представляет собой историю Вильгельма Святого. В ней сочетаются черты придворного романа и эпической поэмы, дополненные апокалиптическими настроениями, отражающими конфликт христианства и язычества. В основе сюжета данного произведения лежат провансальские легенды, свободно интерпретированные фон Эшенбахом.

В неоконченной строфической поэме «Титурель» (Titurel) описаны сцены из трагической истории любви Сигуны и Шионатуландера.

Кроме того, Вольфрам фон Эшенбах сочинил девять любовных песен, пять из которых (альбы) являются шедеврами этого литературного жанра.

Язык Вольфрама отличается по стилю от языка Гартмана фон Ауэ (Hartmann von Aue). Для него характерны образность, обилие иронии и острот, при этом его синтаксическая структура производит впечатление уплотненности и громоздкости. Заслугой поэта является усовершенствование стиля повествования, выработанного его предшественниками. Типичным для него являются так называемое «витиеватое повествование», а также техника гибридизации стихотворных размеров.

Фон Эшенбах был самым влиятельным в творческом плане немецкоязычным поэтом средневековья. Фрагмент его поэмы «Титурель» оказал огромное воздействие на творчество поэтов эпохи позднего средневековья: специально придуманная для неё Вольфрамом форма строф (так называемая «титурелева» строфа) была заимствована многими авторами. Сам же фрагмент во второй половине 13-го века был дописан Альбрехтом фон Шарфенбергом (Albrecht von Scharfenberg) до полновесного романа. Поразительно, но «Новый Титурель» (Der Jüngere Titurel) Альбрехта считался в эпоху позднего средневековья собственным произведением фон Эшенбаха и утвердил его славу самого значимого среди всех поэтов-рыцарей. «Парцифаль» является единственной парнорифмованной поэмой, неоднократно издававшейся еще в эпоху средневековья (после 1470 года). Сюжет «Парцифаля» был использован композитором Рихардом Вагнером в качестве главного источника для создания либретто к его опере «Парсифаль». Сам же поэт стал персонажем оперы Вагнера «Тангейзер» (Tannhäuser).

Исследованию творчества Вольфрама фон Эшенбаха большое внимание было уделено в литературоведении 19-го и 20-го веков.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Союз образовательных сайтов Занесено в каталог Deport.ru