. Средневековая Музыка - Витслав фон Рюген

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Витслав фон Рюген | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1983

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Витслав, или Вицлав, фон Рюген (нем.: Wizlaw von Rügen; родился около 1265 года; умер предположительно 8 ноября 1325 года) – это германоязычный миннезингер, отождествляемый с последним славянским князем Рюгена Витславом III фон Рюгеном (Wizlaw III. von Rügen) из династии Витславидов.

Начало творческого пути этого выдающегося поэта пришлось на конец 13-го века, когда миннезанг уже не играл важной роли при дворах знати. При этом творчество Витслава было очень разносторонним и прежде всего в музыкальном отношении. До нас его произведения дошли исключительно в Йенской рукописи (нем.: Jenaer Liederhandschrift).

Жизненный путь

Помимо косвенных указаний на конец 13-го века, которые можно обнаружить в песнях и стихах этого миннезингера, не засвидетельствовано никаких однозначно достоверных данных о его жизни. Однако вполне допустимо предположить, что поэт Витслав – это князь Рюгена Витслав III, который родился около 1265 года и в 1302 году вместе со своим братом Самбором (Sambor) стал преемником князя Витслава II, который на протяжении нескольких десятилетий правил северогерманским островом Рюген. В конце концов, Витслав и Самбор совершенно рассорились из-за наследства, и их вассалам стоило большого труда примирить их. Самбор умер в 1304 году, а правление Рюгеном отошло для Витслава на второй план из-за череды войн против бурно развивающихся городов будущего Ганзейского союза, и, прежде всего, против Штральзунда (нем.: Stralsund), в которых он участвовал на стороне короля Дании. Вскоре после смерти в 1325 году своего единственного сына Яромара (Jaromar) умер и сам Витслав III, и род рюгенских князей Витславитов прекратился.

Творчество и художественное наследие

Миннезингер Витслав фон Рюген на старинной миниатюреАвтор песен и стихов Витслав фон Рюген являлся представителем северогерманского миннезанга. Как поэт, а ещё больше как музыкант, он создавал произведения, которые не только поддерживали и развивали существовавшую стилистическую традицию, но и часто вносили в неё свои собственные нюансы. Его спокойное отношение к любви и сексуальности, его дух противоречия и иногда переливающаяся через край жизнерадостность создают освежающую противоположность нравственным страданиям миннезанга, язык форм которого он тем не менее искусно использует.

Так, основной моделью всех строф Витслава является заимствованная из поэзии французских трубадуров канцона (также известная как «тактовая форма»): это – трёхчленная строфа, которую образуют запев из двух однородных частей (двух первых двустиший) и заключительная часть строфы, чаще всего более длинная, чем каждое из первых двустиший, но более короткая, чем весь запев в целом. Эту тактовую форму строф со структурой AAB позже переняли и стали развивать мейстерзингеры. В своих стихах фон Рюген часто применяет канцону с четырёхстишными строфами структуры AABA', в заключительной части которой снова появляются либо точно такие же, либо варьированные элементы запева. Принято делить произведения Витслава на исключительно однострофные шпрухи (14 строф в 4 тонах или 15 строф в 5 тонах, если сюда же отнести строфу «Я хочу спеть...» (н.-нем.: «Ich wil singhen»), которую иногда также приписывают южнотирольскому миннезингеру Фридриху фон Зонненбургу (нем.: Friedrich von Sonnenburg), с одной стороны, и 13 чаще всего трёхстрофных любовных рыцарских песен, с другой стороны.

К основным стихотворным формам и мотивам, которые использует фон Рюген, относятся:

  • ШПРУХ, представленный в его творчестве:

– духовной песней, то есть песенным шпрухом духовного содержания, заново обращённым к библейским мотивам и текстам и превозносящим Бога. Витслав чаще всего использует духовные песни в весьма индивидуальной форме: в них возносится хвала Господу за собственные беды. Особенно проникновенной и глубокомысленной является духовная песня «Dyse heilige zyt»;

– обвинительным шпрухом, под которым подразумевается форма шпруха, часто рассматривавшаяся другими миннезингерами как инструмент общественно-политической пропаганды, призванный служить их господину. В этих произведениях фон Рюген в испытанной манере Вальтера фон дер Фогельвейде (нем.: Walther von der Vogelweide) бичует человеческую злость и зависть. Выдающимся и почти революционным для средневекового мышления является обвинительный шпрух «Mir geschiht niht wan mir schaffen ist», который иронично и зло клеймит позором присущую современникам поэта покорность судьбе;

– песней-загадкой, или шпрухом, побуждающим аудиторию к своего рода светской игре, в которой слушатели должны отгадать, что имеет в виду певец. Примечательно, что о разгадке загадок Витслава учёные спорят до сих пор;

– хвалебной песней, то есть шпрухом, восхваляющим какого-либо знатного аристократа и его добродетели. Интересно, что при этом князь Витслав III фон Рюген сам является объектом восхваления в песнях таких миннезингеров, как Гольденер (нем.: Goldener) и Фрауэнлоб (Frauenlob). В то же время, певец Витслав адресует свою хвалебную песню графу Гольштейна (нем.: Holstein), кстати, являвшемуся знакомым князя Витслава III фон Рюгена. Именно эта хвалебная песня считается главным аргументом против отождествления миннезингера и князя, ведь князю не было необходимости восхвалять равного себе по рангу, в то время как странствующий певец должен был быть заинтересован в милости господина;

– песней-призывом, выдающимся примером которой в творчестве фон Рюгена является его изобилующий мелодическими украшениями шпрух-призыв к истинной умеренности и добродетели, адресованный молодому человеку. В то время как другие песенные шпрухи снабжены, скорее, простыми и легко запоминающимися мелодиями, для исполнения этой песни-призыва от певца требуется большое певческое искусство;

  • ЛЮБОВНАЯ РЫЦАРСКАЯ ПЕСНЯ, представленная:

– тоскующим плачем, или в более узком смысле любовной песней, мотивом которой является неисполненное страстное желание. В одной из своих песен Витслав сетует на то, что эти плачи у него никак не получаются («Der unghelarte...»), однако за ней следует прекрасный, по-настоящему тоскливый плач с пентатонической мелодикой и неожиданно широким диапазоном тонов («lieplich aventiure»);

– весенней песней, то есть песней, воспевающей май и пробуждающуюся природу. В большинстве весенних песен фон Рюгена из первой строфы описания природы развивается ода прекрасной женщине, а в третьей строфе даётся более или менее чёткий намёк на исполнение страстных эротических желаний. К этой форме любовных песен миннезингера относятся произведения «Meyie scone» и «Wol dan her meyie»;

– осенней песней, в самой известной из которых («Loibere rîsen») Витслав противопоставляет увяданию природы счастье с возлюбленной. Другая его осенняя песня восхваляет в традициях Нейдхарта фон Ройенталя (нем.: Neidhart von Reuenthal) и Стейнмара, или Штейнмара (Steinmar) радости вкушения еды и пития во время праздника урожая;

– утренней песней, представляющей собой форму любовной рыцарской песни, в которой описывается пробуждение рыцаря и его возлюбленной после запретной и тайной ночи любви и расставание влюблённых, разлучённых криком стражника. Почти здравый текст фон Рюгена, повествующий об этом расставании, интригующе контрастирует с искусным, во французских традициях изобилующим мелизмами, мелодическим оформлением его утренней песни «Listu in der minne dro».)

Сохранившийся нотный материал к произведениям Витслава фон Рюгена включает в себя тоны I-IV к песенным шпрухам (а также, возможно, тон V к шпруху «Ich wil singhen», иногда также приписываемому Фридриху фон Зонненбургу).

К числу любовных рыцарских песен миннезингера относятся, например, следующие произведения:

– De erde ist untslozen

– De voghelin untphat des lechten meyien scin

– Der unghelarte hat ghemachet eyne senende wise

– Ich parterre dich durch mine vrowen

– Listu in der minne dro

– Nach der senenden claghe muoz ich singhen

– Wol dan her meyie

– Wol uph ir stolzen helde.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Занесено в каталог Deport.ru