. Средневековая Музыка - Вальтер фон дер Фогельвейде

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Вальтер фон дер Фогельвейде | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1961

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Знаменитый миннезингер Вальтер фон дер ФогельвейдеВальтер фон дер Фогельвейде (родился около 1170 года, место рождения неизвестно; умер около 1230 года, возможно в Вюрцбурге) считается самым значительным немецким поэтом-лириком и композитором эпохи средневековья.

Уже в 13-м веке его творчество относили к числу лучших образцов миннезанга, а позже поэт и вовсе стал считаться одним из 12 величайших старых мейстерзингеров. Автором первого современного издания его произведений, вышедшего в свет в 1827 году, является немецкий филолог-классик Карл Лахманн. С тех пор стихи Вальтера фон дер Фогельвейде всегда цитируются со ссылкой на соответствующую страницу и строку этого издания, а более новые издания основаны на нем.

Несмотря на широкую известность, имя этого миннезингера практически отсутствует в сообщениях того времени, если не считать его упоминаний коллегами-поэтами.

Источником же всех остальных сведений о его жизни являются его собственные песни и отзывы о нём поэтов того периода.

Имя поэта положительно упоминается следующими его современниками:

– Вольфрамом фон Эшенбахом в рыцарских романах «Парсифаль» и «Виллегальм». Он, хоть и  иронизирует по поводу характера и личности Вальтера, но преклоняется перед его поэзией.

– Готфридом Страсбургским в куртуазном эпосе «Тристан». Он называет фон дер Фогельвейде величайшим лириком после смерти Рейнмара фон Хагенау.

Отрицательно отзываются о поэте следующие его современники:

– Томазин де Цирклария в  романе «Итальянский гость». Он с большой критикой высказывается по поводу враждебности Вальтера к папе римскому.

– Ульрих фон Зингенберг в пародии на просьбу поэта к императору Фридриху II Гогенштауфену о пожаловании ему феода, которая, судя по всему, была воспринята фон Зингенбергом как попрошайничество и заискивание.

Негативная критика в литературе чаще всего выражается не через указание имени высмеиваемого противника, а лишь через намёк на его, который позволяет образованной публике самой понять, о ком идет речь. Современных знаний нам зачастую недостаточно для того, чтобы однозначно идентифицировать, против кого конкретно направлена критика. Поэтому часть исследователей сомневается в том, что некоторые нападки Рейнмара фон Хагенау и Нейдхарта фон Ройенталь направлены именно против Вальтера фон дер Фогельвейде. Однако большинство исследователей считает доказуемой вражду Вальтера с Рейнмаром и Нейдхартом.

Другие поэты называют Вальтера господином, что, однако, не доказывает, что он был благородного происхождения. В любом случае, данные о фон дер Фогельвейде указывают на то, что он принадлежал не к высшему сословью, представители которого использовали для своих фамилий названия городов или деревень, а в лучшем случае к несвободному служилому дворянству (министериалам).

Место рождения Вальтера неизвестно. В средние века существовало множество так называемых птичьих лугов, от названия одного из которых и происходит фамилия поэта (нем., von der Vogelweide = «с птичьего луга»). Исходя из этого, можно предположить, что сначала эта фамилия не находила межрегионального применения по отношению к Вальтеру, так как невозможно было однозначно привязать его фамилию к конкретной местности. В фамилиях же представителей высшего дворянства однозначно использовались названия их владения или места их происхождения.

Основная часть сведений о Вальтере известна нам из его произведений. Вопрос о его биографии важен прежде всего лишь для понимания его поэзии.

Поэтическое «я» очень часто не идентично самому поэту. В любовной лирике это «я» часто называют «лирическим я», если речь идет о лирике настроения. Это «лирическое я» сообщает публике о любовном переживании. Если при этом преобладает повествовательный (краткий эпический) стиль, то автора называют певцом (миннезингером). В любом случае, это – фиктивный литературный образ, а не автобиографический рассказ поэта.

В политической поэзии и конфликтах с литературными и прочими противниками авторское «я» обладает большой долей автобиографичности, но, несмотря на это, является литературно стилизованным. Нынешним читателям еще труднее, чем современникам поэта, понять, где проходит граница между автобиографическими компонентами поэтического повествования и выдумкой. Поскольку кроме чужих и его собственных стихов нет других источников информации о Вальтере фон дер Фогельвейде, его портрет неизбежно обладает исторически недостоверными элементами. Однако, несмотря на это, «поэтический» портрет Вальтера все же имеет некоторую ценность, так как помогает современному пониманию его поэзии.

В поэмах Вальтера содержатся фразы, на основании которых можно делать выводы о его биографии. Так, в старости поэт вспоминает о своей молодости и сообщает, что «искусству пения и слова он учился в Австрии». До самой смерти герцога Австрии Фридриха I из династии Бабенбергов (весной 1198 года) он творил при его дворе в Вене. Похоже, что это был счастливый отрезок его жизни.

После этого он получил почетную должность при дворе кандидата на трон Филиппа Швабского Гогенштауфена и вел действенную пропаганду в его пользу и против его противника в борьбе за трон Отто Вельфа (который позже стал императором Oттoном IV). Приблизительно во время коронации Филиппа (в сентябре 1198 года в Майнце) появились его гномические стихи о коронации, а также предположительно 2 из 3 гномических стихов об империи (издание К. Лахманна, 8,4ff.), первый из которых «Сидел я на камне» («ich saz uf eime steine») послужил основой для портрета фон дер Фогельвейде, изображенного на Вейнгартенском и Манесском рукописных песенниках. Вальтер также воспел празднование рождества, устроенное Филиппом Швабским в 1199 году в Магдебурге. Однако уже в гномическом стихотворении «Spießbratenspruch» (издание К. Лахманна, 17,11), в котором описываются события, произошедшие (вероятно) в мае 1204 года, ощущается критика в адрес Филиппа, который, судя по замечанию Вольфрама фон Эшенбаха в романе «Виллегальм», был этим очень оскорблен.

И прежде фон дер Фогельвейде не постоянно находился в свите Филиппа. В 1200 году он сочинил оду в честь посвящения в рыцари герцога Леопольда VI, преемника герцога Австрии Фридриха I. То есть Вальтер вернулся в Вену (по меньшей мере, на некоторое время). В своей хвалебной песни, которая могла появиться приблизительно в это время, он указывает, что уже объездил обширную часть Европы. Таким образом, похоже, что он на короткое время получал должности при разных дворах.

Больше всего нам известно о том, как проходило его пребывание при дворе ландграфа Германа I Тюрингского. Это пребывание нашло свое отражение не только в гномических стихотворениях Вальтера, но и в иронических заметках о Вальтере Вольфрама фон Эшенбаха как в «Парсифале», так и в «Виллегальме»: Вольфрам сочинил большую часть обоих своих романов в честь Германа Тюрингского и поэтому был лично знаком с фон дер Фогельвейде. Похоже, что Вальтер столкнулся в Тюрингии с какими-то трудностями и был неспособен вписаться в тюрингское придворное общество. Он жалуется на крики пьяных рыцарей, которых не интересует лирика.

Кроме того, несмотря на апелляцию к ландграфу, он проиграл судебную тяжбу против некоего Герхарта Атце из Эйзенаха, застрелившего лошадь Вальтера фон дер Фогельвейде, возможно, ошибочно приняв её за коня, который откусил ему палец. Правда, точный процесс совершения преступления неизвестен, так как описание, представленное в гномических строках Вальтера про своего врага, носит сатирический характер: «Атце утверждает, что моя лошадь состояла в родстве с конем, откусившим ему палец; я же клянусь, что эти лошади даже не были знакомы друг с другом».

Кроме того, собственные высказывания фон дер Фогельвейде свидетельствуют о его связи со следующими представителями аристократии:

- Генрихом фон Мёдлингом (дядей герцога Австрии Леопольда VI),

- Вольфгером фон Эрла (сначала епископом Пассау, а с 1204 года патриархом Аквелеи),

- графом Дитером II фон Катценэлленбогеном; маркграфом Мейсена Дитрихом,

- герцогом Кернтена Бернгардом,

- императором Оттоном IV,

- императором Фридрихом II,

- архиепископом кёльнским Энгельбертом I.

Также предполагаются связи Вальтера с герцогом Баварии Людвигом I и графом фон Богеном. Во всех этих случаях речь идет об отдельных людях. Исключение составляет двор герцога Австрии в Вене, придворное общество которого коллективно упоминается как «блаженный венский двор» («der wünneclîche hof ze Wiene»).

Похоже, что в крайнем случае после убийства императора Филиппа (в 1208 году) он примкнул к Оттону IV Вельфу, который в 1209 году был коронован папой Иннокентием III. Самым важным поэтическим свидетельством связи фон дер Фогельвейде с Оттоном являются 3 гномы «Господин император» («Herr Kaiser») в его «Оттентоне» («Ottenton»), посвященном Франкфуртскому имперскому сейму 1212 года. В них Вальтер подверг критике алчность Оттона, что привело к разрыву отношений. Это свидетельствует о переходе поэта в стан врага Оттона, Фридриха II Гогенштауфена. Хотя уже 9 декабря 1212 года Фридрих по настоянию папы римского тоже был избран королем Германии, похоже, что фон дер Фогельвейде лишь позже отвернулся от Оттона и обратился к Фридриху II. Несмотря на это Фридрих продемонстрировал Вальтеру свою признательность за его пропагандистское участие.

И только Фридрих, но еще до его провозглашения императором в 1220 году, пожаловал Вальтеру фон дер Фогельвейде феод, который освободил его от необходимости постоянно искать временную работу при различных дворах и вести жизнь странствующего певца (в издании К. Лахманна, 28,31: «Сейчас пальцы моих ног уже не боятся прихода февраля» («jetzt fürchte ich nicht mehr den Februar an den Zehen»). При этом Вальтер не рассказывает, где находится его феод.

Считается, что он мог находиться в Вюрцбурге или его окрестностях, так как согласно сообщению жителя города Михаэля де Леоне, датируемому приблизительно 1350 годом, могила поэта расположена в Ноймюнстерской церкви, при этом де Леоне сообщает текст надгробной надписи, которую, он, якобы, видел своими глазами. Однако достоверность этого сообщения является спорной.

Феод, наконец-то, стал домом и твердым пристанищем поэта, о котором он мечтал всю свою жизнь. Однако Вальтер жаловался на то, что его стоимость слишком мала, правда, не в упрек Фридриху, а для защиты от священников,  требующих выплаты оброка (в издании К. Лахманна, 27,7). Предположение о том, что Фридрих проявил еще большую благосклонность к фон дер Фогельвейде, назначив его учителем своего сына (будущего императора Генриха [VII]), является сомнительным, так как оно основано лишь на одном стихотворении поэта, которое можно интерпретировать и по-другому.

Периодически Вальтер снова приезжал в Вену по разным поводам; так, в одной строфе упоминается возвращение Леопольда VI из священного крестового похода; при этом речь может идти о крестовом походе альбигойцев в юго-западную Францию (в 1212 году) или, что более вероятно, о Пятом крестовом походе 1217-1219 годов. Похоже, что поэт был в свите Леопольда на одном из Нюрнбергских имперских сеймов (возможно, сейме 1224 года). В 1225 году Вальтер оплакивает убитого архиепископа кёльнского Энгельберта.

Последняя поддающаяся датировке песня поэта, так называемая «Элегия» («Elegie»), написанная скорее всего осенью 1227 года, содержит призыв к рыцарству принять участие в крестовом походе Фридриха II (поход 1228-1229 годов). Должно быть, вскоре после этого Вальтер фон дер Фогельвейде умер (предположительно не позднее 1230 года), так как в противном случае он бы наверняка сочинил песню, посвященную успехам этого крестового похода) и, если верить сведениям Михаэля де Леоне, был похоронен в Вюрцбурге.

Основной темой политической поэзии Вальтера является политика империи. В ней бросается в глаза то, что по всем спорным вопросам в борьбе за корону между Филиппом и Отто в период с 1198 года до призыва к крестовому походу осенью 1227 года поэт чаще всего занимал позицию, противоположную позиции соответствующего папы римского. Свои острые антипапские высказывания Вальтер фон дер Фогельвейде сначала продемонстрировал против Иннокентия III (1198-1216 гг.) в своей второй гноме об империи (вероятно, основанной на событиях 1201 года в период борьбы между Филиппом и Отто).

При Оттоне поэт с негодованием полемизирует против денежных сборов, совершаемых Иннокентием III: ведь эти деньги используются не для крестового похода, как объявлено, а для расширения Латерана, дворца папы в Риме (для подготовки Четвертого латеранского собора 1215 года). В своем призыве к крестовому походу осенью 1227 года Вальтер подчеркнул, что крестовый поход – это дело рыцарей, а предводителем крестового похода должен быть император. Основой для этого высказывания послужило то, что Фридрих II по собственной инициативе назначил новый срок начала похода, так как после отправления в крестовый поход в первый раз множество крестоносцев умерло от эпидемии, а сам император тяжело заболел, в то время как папа Григорий IX (1227-1241 гг.) хотел добиться своего верховенства над императором и поэтому предал его анафеме: он заявил, что император должен совершить крестовый поход по поручению папы, и срок отправления в поход должен быть назначен папой.

До самой своей смерти поэт оставался ярым противником требования пап о том, чтобы императоры подчинялись им. В его религиозных стихотворениях проявляется часто присущее и другим немецким поэтам того времени убеждение в том, что для благополучия христианства прежде всего важны судебная функция императора и военные успехи рыцарства, и в этих делах они не подвластны папе. Мысль о том, что миряне не должны подчиняться духовенству, и духовенство не должно иметь никакого особого приоритета над мирянами, отчетливо выражена и в произведениях Вольфрама фон Эшенбаха.

Другой часто повторяющейся темой политической поэзии Вальтера фон дер Фогельвейде является критика жадных покровителей, которые слишком скудно оплачивали труд поэта. Особенно остро его сатирические строфы были направлены против маркграфа Мейсена Дитриха, императора Оттона IV и герцога Кернтена Бернгарда. При этом невозможно определить, во всех ли случаях поводом послужил слишком маленький гонорар, или же в некоторых случаях критика жадности была лишь прикрытием какого-то политического мотива.

В отличие от политической поэзии Вальтера его любовные песни не поддается классификации по времени их сочинения, так как в них не содержится намеков на исторические события. Правда, предполагается, что некоторые песни были сочинены молодым фон дер Фогельвейде, так как мастерство проявляется в них еще не в полной мере, и чувствуется подражание стилю других миннезингеров. Среди ранних произведений поэта преобладают песни «высокого миннезанга» в стиле Рейнмара фон Хагенау.

Так, одна из песен фон Хагенау, единственная поддающаяся достоверной датировке, была сочинена в 1195 году для двора герцога Австрии в Вене; поэтому многие предполагают, что во времена молодости Вальтера Рейнмар мог исполнять в Вене должность придворного поэта, а фон дер Фогельвейде мог быть его учеником.

Позже в отношениях Вальтера фон дер Фогельвейде с Рейнмаром фон Хагенау возникла вражда, которая нашла отражение еще в некрологе Вальтера на смерть Рейнмара, хотя фон дер Фогельвейде выражает в нем свое восхищение художественными достижениями конкурента и с уважением вспоминает его. Похоже, что эта вражда имела под собой не только художественную подоплеку – спор за «правильную» концепцию миннезанга, но и была обусловлена личной неприязнью Вальтера к фон Хагенау.

Другая важная группа песен фон дер Фогельвейде характеризуется новой, противопоставленной Рейнмару, концепцией – идеалом «равной любви». В этих произведениях Вальтер идеализирует взаимную и исполненную любовь, не зависящую от сословной принадлежности героя и его возлюбленной. Темой наиболее популярных из его песен является исполненная любовь к девушке, сословная принадлежность которой чаще всего не названа, но можно догадаться, что она не дворянка. Исследователи чаще всего относят эти песни к «низкому миннезангу».

Особые споры вызвала жанровая принадлежность песни «Под липами» («Under der linden») (в издании К. Лахманна, 39,11); прежде всего это касалось того, в какой мере эта песня обладает признаками пастораля. Её темой является сцена любви как будто бы простой по происхождению девушки с её придворным возлюбленным на фоне природы. Песня демонстрирует отказ поэта от идеала неисполненной «высокой любви» рыцаря к даме более высокого происхождения. Вальтер самостоятельно выработал и охарактеризовал в разных своих песнях сущность высокой, низкой и, наконец, «равной» любви, то есть исполненной любви между равными по происхождению мужчиной и женщиной.

Вероятно предположить, что песни «низкого миннезанга» соответствуют по времени завершению ранней фазы творчества поэта, которая характеризуется большим влиянием классического миннезанга. Однако резкую границу между его песнями высокого и низкого миннезанга провести невозможно: межжанровый переход слишком плавный. Похоже, что средневековые поэты придерживались жанровых традиций и сознательно создавали тот или иной новый жанр, который затем принимался как таковой их современниками. Однако поэты того времени не интересовались терминологически точной жанровой классификацией своих стихотворений. Поэтому их классификация в современной исследовательской литературе зависит от точки зрения исследователя.

Посоветуйте друзьям

Найти: вакансия, работа для студентов, HTML-верстальщик, Киновед, Трейдер на сайте www.Rabota.Ru.. Покрышки и авторезина.




Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Союз образовательных сайтов Занесено в каталог Deport.ru