. Средневековая Музыка - Тангейзер

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Тангейзер | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1983

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Миннезингер ТангейзерТангейзер (нем.: Tannhäuser), или Тангузер (ср.верх.нем.: Tanhûser), или Тангаузен (Tannhausen), или Тангузен (Tanehusen) (родился около 1205 года; умер около 1270 года) – средневековый немецкий поэт периода позднего миннезанга и герой немецкого предания. Согласно одной из версий, он принадлежал к зальцбургско-баварскому рыцарскому роду. По другой гипотезе, поэт являлся представителем духовенства.

Однако существует и третье предположение, согласно которому миннезингер Тангейзер происходил из рода королевских министериалов де Тангузенов (de Tanhusen), представители которого, имевшие главное для их рода имя Зигибото/Зибото (Sigiboto/Siboto) и состоявшие в тесном родстве с родом Риндсмаулей (Rindsmaul), упоминаются в нескольких нижеперечисленных грамотах. Семейство Риндсмаулей (впервые документально упоминается в 1191 году) в то время являлось одним из самых уважаемых родов королевских министериалов. По мнению исследователя Густава Войта (Gustav Voit; 1923-2001 гг.), предками рода Риндсмаулей могли быть фон Пенценхофены (von Penzenhofen). Документально подтверждено, что с 1234 года местожительством Риндсмаулей был замок Грюнсберг (Grünsberg), расположенный между Альтдорфом (Altdorf) и Бургтханном (Burgthann). В церкви монастыря Кастль (Kloster Kastl) на гербовом фризе, насчитывающем 69 гербов, герб Тангузенов был нарисован рядом с гербом Риндсмаулей.

Грамоты, подтверждающие принадлежность поэта к роду де Тангузенов:

1-я грамота: «В 1145 году епископ страсбургский Бруно через своих родственников и управляющих наследством отца в лице Зигибото фон Тангузена, Адельберта фон Хенгена и Ульриха, сына сестры, передал Бамбергской церкви крепостного своей семьи по имени Хертвик (Hertwic)».

Зигибото I фон Тангузен и Адельберт фон Хенген являлись членами семей министериалов из королевских владений Ноймаркт-Бернгау (Neumarkt-Berngau). Согласно Густаву Войту, епископ Бруно был родом из семьи графов фон Габсберг (von Habsberg). Его дед граф Отто I фон Кастль-Габсберг (Otto I. Graf von Kastl-Habsberg) являлся одним из основателей монастыря Кастль (Kloster Kastl). Личные земельные владения рода графов фон Габсберг были сосредоточены вокруг города Ноймаркт (Neumarkt). Граф Бруно фон Габсберг являлся сначала священником Бамбергской церкви, затем, с 1112 по 1122 годы, – настоятелем Страсбургского собора и канцлером императора Священной Римской империи Генриха V. Император назначил его епископом Страсбурга, однако Бруно не ужился с соборным капитулом и горожанами. В 1131 году он отрёкся от своей должности и вернулся в Бамберг с титулом епископа Бруно. Умер он в 1162 году.

2-я грамота: «22 декабря 1215 года Альберт Риндсмауль (Albert Rindsmaul) и Зибото II фон Тангузен (Siboto II. von Tanhusen) засвидетельствовали в городе Эгер (Eger) факт того, что король Фридрих II Штауфен дал согласие на совершение имущественного обмена, в результате которого епископ Регенсбурга Конрад (Bischof Konrad von Regensburg) уступил королевству город Нёрдлинген (Nördlingen) и виллу Орнгау (Villa Orngau), а взамен получил от него (королевства) два расположенных в Регенсбурге женских монастыря Обермюнстер (Obermünster) и Нидермюнстер (Niedermünster)».

3-я грамота: «10 июля 1240 года Фридерих Риндесмуль (Friderich Rindesmul) и Лупольд фон Тангузен (Lupold von Tanhusen) засвидетельствовали в городе Бамберг факт отказа Фридриха фон Цверница (Friedrich von Zwernitz) по прозвищу Вальпот (Waltpoto) от владений фогта монастыря Банц (Kloster Banz)».

4-я грамота: «22 января 1242 года нюрнбергский виночерпий Марквард (Marquard), его сын Йордан (Jordan), а также Вольфер фон Порта (Wolfer von Porta), Бертольд фон Кратеро (Bertold von Cratero), Лупольд фон Тангузен и ещё пятеро господ засвидетельствовали в Нюрнберге в пользу бамбергского епископа Поппо (Bamberger Bischof Poppo) факт отдачи им в залог принадлежащего ему города Амберг (Amberg) маркграфу Бертольду фон Хоэнбургу (Berthold von Hohenburg)».

Документально подтверждено, что с 1235 по 1246 годы миннезингер жил в Вене при дворе своего покровителя герцога Австрии Фридриха II Воителя. Фридрих погиб 15 июня 1246 года в сражении на Лейте (Литаве) против войск венгерского короля Белы IV. Он был последним герцогом Австрии и Штирии из рода Бабенбергов. В результате этого поэт отдал в залог свои феоды – дом в Вене, небольшую деревню Леопольдсдорф и имение в Химберге, которые в итоге так и не выкупил, и покинул столицу Австрии.

5-я грамота: «29 августа 1246 года господа Зибото III (Siboto III.) и Лупольд фон Тангузен с Фридрихом Риндсмаулем находились в городе Аугсбург в числе 52 человек, засвидетельствовавших факт сдачи Готфридом фон Гогенлоэ (Gottfried von Hohenlohe) дома в Аугсбурге в аренду сыну императора Фридриха II Штауфена Отто Богенариусу/Богнеру (Otto Bogenarius/Bogner) в присутствии герцога Швабии Конрада IV». Пока Конрад IV был несовершеннолетним, главой правительства являлся Готфрид фон Гогенлоэ. Зибото III фон Тангаузен был монахом Тевтонского ордена. Он дважды упоминается как член нюрнбергского отделения ордена. 7 мая 1259 года некий Буркарт фон Рутмарсперг (Burkart von Rutmarsperg) продал владение в Оберндорфе (Oberndorf) под Эллингеном (Ellingen) монахам нюрнбергского отделения Тевтонского ордена, при этом в числе свидетелей этой сделки упомянут брат (монах) Зибото фон Тангузен. В 1261 году он фигурировал ещё в одной грамоте в качестве свидетеля факта дарения имущества неким Конрадом фон Лауффенгольцом (Konrad von Lauffenholz) монахам всё того же нюрнбергского отделения Тевтонского ордена ради спасения своей души.

В Таннхаузене (Thannhausen), который в наши дни является частью города Фрейштадт (Freystadt), к западу от церкви располагался обнесенный валом и рвом замок-башня, который, по мнению немецкого историка Карла Бозля (Karl Bosl), принадлежал королевским министериалам.

Тангейзер не мог происходить из рода мелких феодалов и будущих баронов фон Тангаузен (из города Таннхаузен в районе Восточный Альб), так как эти господа являлись министериалами графов фон Эттинген (von Oettingen).

Судя по всему, Тангейзер участвовал в крестовом походе 1228 года, а после этого приблизительно до 1268 года вёл жизнь странствующего певца. В лучшие для себя времена, благодаря покровительству герцога Австрии Фридриха II Воителя, поэт владел феодами в нижнеавстрийских Леопольдсдорфе (нем.: Leopoldsdorf) и Химберге (Himberg), а также усадьбой в Вене. Позже он (как и Нейдхарт фон Ройенталь) лишился покровительства и имущества и пропал из поля зрения – во всяком случае ни у одного из современных ему и более поздних поэтов средневековья его имя больше не упоминается. Зато уже вскоре после своего исчезновения с общественной сцены Тангейзер стал персонажем народного предания, в котором были щедро идеализированы его довольно скудные поэтические достижения.

Он являлся представителем песенной поэзии. Его любовные и танцевальные песни предназначались для феодалов и простого народа. В качестве поэта его вполне можно классифицировать как преемника фон Ройенталя – этот факт признается уже в Манесском кодексе (нем.: Manessische Handschrift), в котором поэт включен в одну группу с другими учениками Нейдхарта и самим основателем «придворной деревенской поэзии». От фон Ройенталя он заимствовал прежде всего манеру воспевания или восхваления картин крестьянских праздников, а также полуэпическую форму, близкую к французским пастурелям, и определенные приёмы, такие как называние своего имени и использование иностранных слов в рифмах. Однако Тангейзер значительно уступает блестящему сочинителю танцевальной музыки – его метрика невыразительна и тяжеловесна. В его лейхах присутствует какая-то искусственность, вычурность; его песни ничтожны, а шпрухи распадаются на мелкие абзацы. Если ему и удается какая-то эффектная рифма, он тут же использует её еще пару раз. Кроме того, Тангейзер настолько неловко злоупотребляет модой на припев, которая как раз в то время стала проникать в художественную поэзию из народной песни, что невольно возникает желание видеть в этом некую намеренную пародию. Именно поэтому некоторые из его текстов воспринимаются как пародия на серьезную любовную поэзию, они полны сильной самоиронии и содержат грубоватые строфы, сближающие стихи Тангейзера со студенческими песнями. В песнях миннезингера рассказывается о приключениях, мифических событиях и героях, они пронизаны ученой чепухой и бредовыми иностранными словами.

До наших дней дошли его 6 танцевальных песен (лейхов) и 36 строф. Все они содержатся в Большой Гейдельбергской рукописи (Манесском кодексе). Особое место в ней занимает так называемый «Хорал» (Bußlied), противопоставленный эротической тематике остальной части его сочинений. Серьезный «Хорал», взывающий к духовным ценностям (к крестовому походу), возможно, стал исходной точкой для возникновения легенды о Тангейзере (о его пребывании на горе Герзельберг, или Венериной горе, и паломничестве в Рим для искупления грехов), первые упоминания о которой датируются приблизительно 1430 годом. В литературе эта легенда сформировалась в баллады о Тангейзере, которые стали возникать, начиная с 1450 года параллельно с другими поэтическими преданиями («Балладой о прекрасном Брембержце»/ Ballade vom Bremberger, рассказывающей о приключениях Рейнмара фон Бренненберга, и «Балладой о благородном Морингере»/ Ballade vom edlen Moringer, повествующей о жизни Генриха фон Морунгена). В этих балладах рассказывается о рыцаре Тангейзере, который с Венериной горы отправляется в Рим к папе Урбану IV (1261-1264 гг.), чтобы, покаявшись, получить от него прощение за свои грешные похождения с госпожой Венерой. Однако папа римский отказывает ему в прощении, воскликнув, что «скорее посох, что он (папа) держит в руке, зазеленеет, чем Бог простит его». После этого рыцарь возвращается на Венерину гору, и посланники папы, чей посох всё же действительно начал цвести, уже не застают его... Баллада была впервые напечатана в 1515 году в Нюрнберге и оказала большое влияние на современников. Под её воздействием и особенно после её включения в сборник стихотворений под названием «Волшебный рог мальчика. Старинные немецкие песни» (Des Knaben Wunderhorn. Alte deutsche Lieder), подготовленный и изданный в период с 1805 по 1808 годы, поэты-романтики, такие как Людвиг Тик (Ludwig Tieck) в своем рассказе «Верный Эккарт и Тангейзер»/ Der getreue Eckart und der Tannhäuser (1799 г.) и Генрих Гейне в поэме «Тангейзер»/ Der Tannhäuser (1836 г.), стали в разных вариантах по-новому пересказывать легенду о Тангейзере. И, наконец, миф вокруг жизни миннезингера послужил пищей для романтической оперы Ричарда Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» (Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg), премьера которой состоялась в 1845 году.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Занесено в каталог Deport.ru