. Средневековая Музыка - Рейнмар фон Хагенау

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Рейнмар фон Хагенау | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1956

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Миннезингер Рейнмар фон ХагенауРейнмар фон Хагенау, который также известен как Рейнмар Старый, – это немецкий миннезингер второй половины 12-го века. Его личность не подтверждена документально, однако до нас дошли подписанные его именем любовные песни, альбы, женские песни, а также так называемые вдовьи причитания, содержащиеся в различных рукописных песенниках. И по содержанию, и по форме любовные песни Рейнмара считаются выдающимся образцом высокого миннезанга.

То, что личность этого миннезингера не подтверждена документально, означает, что, вероятно, он, как и большинство поэтов средневерхненемецкого периода расцвета, не принадлежал к тому сословию, представители которого считались достойными выступать в качестве свидетелей при заключении договоров, требующих письменного удостоверения. Поэтому о его существовании говорят лишь упоминания его имени поэтами-современниками и заглавия в песенниках. Вывод о периоде его жизни можно сделать на основании двухстрофных «Причитаний над покойником», которые Вальтер фон дер Фогельвейде сочинил на смерть Рейнмара Старого. В этом произведении он называет его имя (Реймар), но без прозвища или фамилии, данной по названию места происхождения. Готфрид Страсбургский в своем «Тристане», сочиненном до 1215 года, называет «соловья из Хагенау» (т.е. Рейнмара фон Хагенау) крупнейшим немецкоязычным лириком своего времени; но теперь, после недавней смерти Рейнмара крупнейшим должен считаться «соловей из Фогельвейде» (т.е. Вальтер фон дер Фогельвейде). Около 1200 года Готфрид не мог называть крупнейшим лириком никого кроме фон Хагенау; поэтому сомнения в том, действительно ли под «соловьем из Хагенау» подразумевается Рейнмар, не обоснованы. И потом, если «соловей из Фогельвейде» – это Вальтер фон дер Фогельвейде, то по аналогии и «соловей из Хагенау» – это никто иной как Рейнмар фон Хагенау. Этот пассаж в «Тристане» появился предположительно около 1210 года; то есть Рейнмар носил фамилию, данную по названию  места происхождения: «из Хагенау» (нем.: фон Хагенау), и умер около 1205-1210 года. А вот прозвище «Старый» было дано ему, судя по всему, лишь через много лет после смерти, чтобы не смешивать его имя с Рейнмарами 13-го века. Поэтому многие исследователи предпочитают называть этого поэта Рейнмаром фон Хагенау.

Вероятнее всего, он был профессиональным певцом, так как упоминается во многих каталогах поэтов и рукописях, и под его именем до нас дошло большое число песен. В качестве места, где проходило творчество поэта, часто называют двор Леопольда V Бабенберга в Вене, так как до нас дошли подписанные именем Рейнмар «Вдовьи причитания» над умершим господином Луитпольдом (herre luitpold), который не может быть отождествлен ни с кем кроме Леопольда V. Однако мнение о том, что фон Хагенау жил в Вене и являлся придворным певцом, было подвергнуто сомнению литературоведом Гюнтером Швайкле, так как в этой песне речь идет о начале лета, а Леопольд V умер в новогодний праздник 1194/1195 года. Логичнее предположить, что придворный поэт не стал бы так долго тянуть с сочинением «Причитаний» на смерть своего господина; поэтому Швайкле считает, что Рейнмар, возможно, лишь ненадолго приезжал в Вену через несколько месяцев после смерти Леопольда и сочинил «Вдовьи причитания» по этому поводу. Другие исследователи считают вполне вероятным то, что торжественное поминовение могло состояться лишь через несколько месяцев после кончины герцога, так как в момент смерти ему грозило отлучение от церкви, и для спасения его души его наследникам пришлось пообещать вернуть деньги, полученные за освобождение английского короля Ричарда Львиное Сердце. «Вдовьи причитания» имеют черты официального траурного стихотворения; поэтому считается вероятным, что их автор имел более близкую связь с герцогским двором и не был случайным заезжим поэтом. Поскольку в творчестве Вальтера фон дер Фогельвейде есть песни, в которых он тоскует о времени, проведенном при дворе в Вене, исследователи долгое время предполагали, что он был вытеснен со двора каким-то другим поэтом. По времени на роль этого соперника подходит только Рейнмар, если он действительно жил при дворе герцога Австрии. Однако Вальтер сам называет причину своего перехода к императорскому двору Гогенштауфенов – смерть герцога Австрии Фридриха I, а этого оказалось достаточно для того, чтобы его преемник, Леопольд VI, решил не продлевать службу Вальтера при своем дворе. Таким  образом, фон Хагенау не был виновен в казалось бы недобровольном отъезде фон дер Фогельвейде из Вены.

Оба поэта, судя по всему, были знакомы с произведениями друг друга, обыгрывали их в своих песнях и подвергали резкому полемическому противопоставлению. Кроме того,  с точки зрения стилистики возникает впечатление, что некоторые написанные в стиле Рейнмара песни Вальтера относятся к его ранней поэзии. Любые другие теории о взаимоотношениях между двумя миннезингерами являются чисто умозрительными.

Судя по указанной Готфридом фамилии «фон Хагенау», Рейнмар был родом из местечка Хагенау в Эльзасе. Но, поскольку существует не один населенный пункт с названием Хагенау (например, еще один одноименный городок расположен в Верхней Австрии), это предположение является неподтвержденным. Однако тематика и форма песен Рейнмара, заимствованная из французской лирики, вполне соответствуют предположению о том, что родился он в местности, близ которой проходит граница распространения немецкого и французского языков. В пользу того, что творчество поэта проходило в Эльзасе, также говорит наличие большого числа его произведений в западногерманских рукописных песенниках. Также вполне можно допустить, что фон Хагенау испытывал особую любовь ко двору Бабенбергов в Вене (правда, всего через одно поколение существовавшую в Вене моду на французизированную культуру высмеял миннезингер Тангейзер).

Что касается происхождения поэта, то принадлежность Рейнмара к роду рейхсминистра фон Хагенау скорее всего неправдоподобна. В этом случае имя поэта наверняка было бы исторически зафиксировано в документах, например, в качестве свидетеля какого-либо события. Также опровергается теория о том, что поэт являлся отцом Рейнмара фон Цветера. Различным представлениям о фон Хагенау как о легендарной личности способствовало отсутствие конкретных исторических свидетельств о его жизни.

Произведения Рейнмара представлены во всех трех основных рукописях (в Малой Гейдельбергской рукописи, Вейнгартенской рукописи и Манесском кодексе). Еще одно собрание песен фон Хагенау и Вальтера фон дер Фогельвейде содержится в Вюрцбургской рукописи. Таким образом, Рейнмар наряду с Вальтером и Нейдхартом фон Ройенталем относится к числу миннезингеров, стихи которых чаще всего встречаются в песенниках. В общей сложности существует 88 разных «тонов», подписанных именем Рейнмар. Так, в Малой Гейдельбергской рукописи содержится 19 его песен, насчитывающих 70 строф, в Вейнгартенской рукописи – 115 строф, правда, из них лишь 28 подписаны его именем, а остальные 87 являются безымянными. Вюрцбургская рукопись содержит 30 песен поэта, которые состоят из 141 строфы, а Манесский кодекс – 64 песни, насчитывающие 262 строфы. Также к его творчеству относятся отдельные песни, так называемые разрозненные записи, существующие в виде небольших рукописей и фрагментов. Правда, в рукописях также существуют песни «с двойным авторством», которые приписываются не только Рейнмару фон Хагенау, но и другим миннезингерам. Поэтому невозможно однозначно очертить границы всего творчества поэта.

Рейнмар Старый относится к представителям высокого миннезанга. Формально этот период характеризуется многострофными песнями в форме двустишия с чередующейся схемой рифмовки, при которой предпочтение все больше отдается чистой рифме. Эти признаки прослеживаются во всем творчестве фон Хагенау. По содержанию основную часть творчества Рейнмара составляют любовные песни. При этом он считается певцом скорби, лириком переживаний, основной темой произведений которого является несчастная любовная связь. Фон Хагенау эстетизирует боль и возвышает страдание до уровня добродетели. При этом бросается в глаза то, что описание женщины часто является неподробным и тем самым открывает больший простор для выражения страданий певца, главного героя песни. Основой этой лирики является напряжение чувств, вокруг которого разворачивается сюжетная линия любовной песни: мужчина влюблен в чистоту своей возлюбленной и желает исполнения своей любви. Однако, если бы она исполнилась, то женщина, являющая предметом поклонения поэта, лишилась бы своей чистоты. Рейнмар довел это логическое противоречие до уровня художественного совершенства. Он особенно гордится тем, что является мастером «возвышенной скорби»; душевная боль певца утончена в его песнях до уровня прекрасного, доставляющего публике наслаждение. Его творчество является апогеем и даже кульминационным пунктом этой формы высокого миннезанга.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Союз образовательных сайтов Занесено в каталог Deport.ru