. Средневековая Музыка - Рейнмар фон Бренненберг

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Рейнмар фон Бренненберг | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1983

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Убийство Рейнмара фон Бренненберга - миниатюра в Манесском кодексеРейнмар фон Бренненберг (нем.: Reinmar von Brennenberg), или фон Бреннберг (von Brennberg), или Бренненбергский (Brennenberger), или Брембержец (Bremberger) – это немецкий миннезингер 13-го века, являвшийся министериалом епископа Регенсбурга.

Он принадлежал к роду фон Бренненбергов, министериалов из Верхнего Пфальца (нем.: Oberpfalz), состоявших на службе у епископов Регенсбурга. Фамилия рода происходила от названия родового замка Бреннберг (нем.: Burg Brennberg). В общей сложности существовало 4 человека с именем Рейнмар фон Бреннберг. Кто из них являлся миннезингером, не ясно. Большинство современных исследователей склоняется к предположению о том, что миннезингером был Рейнмар II фон Бреннберг (нем.: Reinmar II. von Brennberg), который вместе с отцом, Рейнмаром I, упомянут в нескольких актовых записях, относящихся к периоду с 1224 по 1236 годы, и умер между 1271 и 1275 годами. До наших дней сохранилось в общей сложности 5 песен фон Бренненберга. При этом убит был (около 1276 года) не сам Рейнмар II, а его сын Рейнмар III фон Бренненберг.

Родовой замок фон Бренненбергов (Бреннберг) был расположен приблизительно в 20 километрах к востоку от Регенсбурга. Рейнмар I фон Бренненберг умер в 1238 году, а его сын, Рейнмар II, – около 1271 года. Именно Рейнмар II считается автором песен. После смерти поэта остались четверо его сыновей: Вирнто III (нем.: Wirnto III.), Рейнмар III (Reinmar III.), Руланд (Ruland) и Бруно (Bruno) фон Бренненберг. Рейнмар III был убит около 1276 года в результате междоусобной борьбы с гражданами Регенсбурга. Известие об этом событии вдохновило автора миниатюры в Манесском кодексе (нем.: Manessische Liederhandschrift), на которой изображён фон Бренненберг. Считается, что со сцены именно этой смерти начиналось повествование в «Балладе о прекрасном Брембержце» (нем.: Ballade vom Bremberger), которая многократно упоминается в документах 16-го века.

До наших дней сохранился нотный материал под названием «Придворный тон» (нем.: Hofton) (соответствует тону IV в Манесском кодексе) в Кольмарской рукописи (Kolmarer Liederhandschrift).

Являлся ли Рейнмар фон Бренненберг одним из типичных представителей пессимизма в культуре, которые, чуть видоизменившись, встречались в каждом новом поколении? Их кредо гласит: «Раньше всё было лучше, а молодёжь уже не в состоянии создать что-то разумное. Ах, где эти добрые старые времена..?» Как бы то ни было, дошедший до наших дней «Плач по великим миннезингерам» (нем.: Totenklage für die Großen des Minnesangs), надписанный именем фон Бренненберга, облекает эту старую идею в новые слова: Альбрехт фон Йохансдорф (Albrecht von Johannsdorf), Генрих фон Ругге (Heinrich von Rugge), Рейнмар Старый (Reinmar der Alte), Вальтер фон дер Фогельвейде (Walther von der Vogelweide) и, конечно, Фридрих фон Хаузен (Friedrich von Hausen) – как жаль, что всем им пришлось умереть! Кто из современников фон Бренненберга мог бы достойно продолжить их дело?

Автор полагает, что один из них наверняка способен на это, но из скромности не называет его – ведь это сам фон Бренненберг! Во всяком случае, Рейнмар изо всех сил стремился идти по стопам великих старых мастеров.

Из всех 5 тонов Рейнмара, которые известны нам из Манесского кодекса, к сожалению, лишь один сохранился вместе с мелодией – да и та была записана намного позже: она содержится в Кольмарской рукописи, составленной около 1460 года. Правда, эта прекрасная мелодия относится к числу самых удивительных произведений жанра одноголосной вокальной средневековой музыки. Над всей строфой тянется сплошная дуга, указывающая на плавность звучания. Несмотря на то, что каркас, на котором построена мелодия, образован канцоной с трёхчленной строфой из двух однородных первых двустиший и заключительной части, лежащей в основе мелодий почти всех произведений миннезингеров, эта канцона составлена особенно оригинальным образом, так как вторая часть отличается по характеру от спокойно-созерцательного начала, в ней происходит постепенное нарастание мелодики сравнительно длинной строки и возрастание напряжения, которое затем обрывается оригинальным и неожиданным финалом. Под эту мелодию (которую также называют «Придворным тоном» фон Бренненберга) должны петься в общей сложности 12 строф из Манесского кодекса.

Истоки культурного пессимизма Рейнмара вполне можно связать с Вальтером фон дер Фогельвейде, к которому в «Плаче» фон Бренненберг обращается со словами «мой мастер» (нем.: «mein Meister»). Эта элегия Рейнмара на смерть старых поэтов, в которой он жалуется на ничтожество молодёжи, является столь же желчной, как и полемика против Нейдхарта фон Ройенталя (нем.: Neidhart von Reuenthal) в песне Вальтера «Owê hovellichez singen», в которой тот выражает своё желание прогнать со двора новых певцов. Поэтому логично, что среди персонажей хвалебного гимна Рейнмара, посвящённого старым миннезингерам, нет ни Нейдхарта, ни Тангейзера (нем.: Tannhäuser), ни других поэтов, которые пародировали высокий миннезанг.

По этой причине песни фон Бренненберга, созданные в середине 13-го века, можно называть уже почти ресторативными в силу их подражания забытым традициям высокого миннезанга. В его поэзии, как в старые добрые времена, присутствуют такие элементы, как вступительное описание природы (природный зачин), восхваление дамы сердца и любовный плач. Свою оду прекрасной даме «Wol mich des tages» Рейнмар написал явно под впечатлением от песни Вальтера фон дер Фогельвейде «Wol mich der stunde». В любовном плаче фон Бренненберга «Die ich ûz al der werlt zu frouwen habe erkorn» вновь появляется образ неблагосклонной дамы довальтеровской эпохи, которая неприступна в своей женской чести и несравненна в грациозности, но наказывает самого певца ненавистью и презрением.

Что касается возвеличивания усопших певцов, являющегося самым самобытным элементом авторского почерка, который характерен для сохранившихся песен, надписанных именем Рейнмара, то оно, как, впрочем, и мелодия («Придворный тон»), впервые встречается только в Кольмарской рукописи, поэтому германисты старой школы часто подвергали сомнению подлинность этой песни. Правда, сопоставление восхваляемых миннезингеров, заметно отличающееся от ставшего популярным позже представления плеяд старых мейстерзингеров, явно указывает на то, что время написания этого произведения соответствует периоду жизни фон Бренненберга. К тому же возвеличиваемые автором певцы представляли то же самое направление миннезанга, в традициях которого стремился творить и сам Рейнмар.

Спустя века, фон Бренненберг стал, подобно Тангейзеру, персонажем баллад: так, в 16-м веке была популярна «Баллада о прекрасном Брембержце», в конце которой возлюбленной придворного певца подали к столу его сердце, приготовленное в чёрном перце. Героиня баллады смогла съесть кусочек сердца своего любовника, лишь запив его глотком холодного вина, после чего умерла и сама. Основой для сюжета баллады могло послужить убийство Рейнмара, на которое намекает миниатюра, предваряющая в Манесском кодексе раздел с произведениями фон Бренненберга. Правда, в действительности убит был Рейнмар III фон Бренненберг (в 1276 году), которого из-за этой миниатюры стали ошибочно отождествлять с миннезингером. Современные же исследователи считают, что на самом деле миннезингером являлся, скорее всего, отец убитого, Рейнмар II.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Занесено в каталог Deport.ru