. Средневековая Музыка - Хитпольд фон Швангау

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Хитпольд фон Швангау | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1961

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Статуя Хитпольда фон ШвангауХитпольд (Гильтбольт) фон Швангау (нем.: Hiltbolt von Schwangau; родился и жил предположительно в первой половине 13-го века) –немецкий (швабский) миннезингер. Точная датировка периода жизни поэта является предметом споров, так как существовало несколько людей с этой фамилией, которые фигурируют в различных документах, датируемых периодом продолжительностью свыше 100 лет (с 1125 по 1254 годы). Этот факт можно объяснить тем, что в роду фон Швангау было принято передавать имя Хитпольд из поколения в поколение. Исходя из предполагаемого периода возникновения его любовных песен, миннезингеру приписывают документально подтвержденный период творчества с 1221 по 1254 годы. Правда, между 1179 и 1221 годами какие бы то ни было документальные упоминания о Хитпольде отсутствуют.

Представители рода фон Швангау были министериалами на территории, принадлежавшей династии Вельфов (нем.: Welfen), а их родовым имением являлся замок Хоэншвангау (нем.: Burg Hohenschwangau), расположенный неподалеку от города Фюссен (Füssen).

О жизни миннезингера Хитпольда фон Швангау известны лишь немногие факты. Так, он неоднократно упоминается в различных документах вместе с графом Тироля Альбрехтом III (нем.: Graf Albrecht III von Tirol), что позволяет предположить, что поэт имел какую-то должность при графском дворе. Его песня, призывающая к участию в крестовом походе (песня № XVII), указывает на вероятное участие фон Швангау в Пятом крестовом походе 1217-1221 годов в Святую землю, в котором он сопровождал графа Тироля.

На портрете автора в Манесском кодексе (Большой Гейдельбергской рукописи) миннезингер Хитпольд показан ведущим на танец двух дам. На его гербовой накидке изображён щит с лебедем на красном фоне, являющийся исторически засвидетельствованным гербом рода фон Швангау. На создание этого портрета художника вдохновила, скорее всего, написанная в танцевальном жанре песня Хитпольда № X.

Собрание текстов фон Швангау в рукописных песенниках включает в себя 23 любовные песни (в общей сложности 49 строф). Все 49 строф дошли до наших дней в Манесском кодексе (рукопись C), а 14 из них также содержатся в Вейнгартенской рукописи (нем.: Weingartner Liederhandschrift) (рукопись B). Правда, из последней вырваны 3 листа, на которых могли находиться ещё 28 строф, принадлежащих этому автору. При этом неясно, представляли ли они собой неизвестные стихи Хитпольда или дублировали часть строф, содержащихся в Большой Гейдельбергской рукописи. Кроме того, особого рассмотрения в ней требуют строфы с 16C по 18C, так как они надписаны именем маркграфа Бертольда фон Хоэнбурга (нем.: Markgraf von Hohenburg). Правда, точная принадлежность этих строф лишь кому-то одному из этих двух миннезингеров является предметом споров.

Среди песен фон Швангау имеются одна танцевальная (песня № X) и одна любовная песня-призыв к участию в крестовом походе (песня № XVII). Преимущественно одно- или двухстрофные тексты поднимают популярные для миннезанга темы. Хитпольд находился в сильном плену традиций, о чем свидетельствует проявляющееся в его произведениях значительное влияние поэтов-предшественников. К числу последних относились Рейнмар Старый (нем.: Reinmar der Alte) и Генрих фон Морунген (Heinrich von Morungen), но особенно Вальтер фон дер Фогельвейде (Walther von der Vogelweide) и Ульрих фон Лихтенштейн (Ulrich von Liechtenstein). Однако влияние самого Хитпольда тоже ощущается в более поздних произведениях других авторов, таких как Брунварт фон Ауггейм, или Аугхайм, (Brunwart von Augheim) и Готфрид фон Нейфен (Gottfried von Neifen). Приверженность Хитпольда образцам поэзии вышеперечисленных авторов выдает в нём «традиционного придворного поэта». Его песни типичны для миннезанга 13-го века и состоят из сочетаний давно известных тем и сюжетов. Почти для всех песен фон Швангау характерна трехчленная структура строф с преимущественно чистыми рифмами. К тому же в его стихах рифмы запева иногда повторяются в заключительной части трехчленной строфы. Часто встречающиеся условные придаточные предложения, а также, скорее, сложно сплетённый синтаксис указывают на тесную приверженность Хитпольда поэзии Рейнмара. Фон Швангау сравнивает свои душевные состояния с временами года и часто использует оксюмороны (стилистические фигуры, построенные на сочетании слов с противоположными значениями), а также антитезы, чтобы придать живости своим песням. Постоянно повторяющиеся причитания должны подчеркивать отчаяние певца.

С точки зрения метрики песни Хитпольда можно разделить на 2 группы: стихи чередующегося и дактилического размеров. Дошедшее до наших дней собрание стихов фон Швангау содержит исключительно песни высокого миннезанга. В соответствии с традициями периода раннего миннезанга преобладающей темой песен Хитпольда является разлука между влюбленными. Поэт продолжает традицию распределения ролей, присущую любовным рыцарским песням, в которых певец выражает даме своё желание рыцарского служения ей, но та постоянно отвергает его предложение.

В песнях с № I по № III описано высматривание дамы, заслуживающей дифирамбов. При этом песня № III следует традиции восхваления немецких женщин, свойственной Вальтеру фон дер Фогельвейде, поэтому Хитпольд воспевает свою возлюбленную как самую красивую в междуречье По и Рейна. В следующих строфах рассказывается о служении певца своей даме и его просьбе к ней внять его мольбе в качестве вознаграждения за служение. Они описывают зависимость поэта от его возлюбленной: она является его единственной радостью, он любит только её одну и не в силах в будущем возжелать другую. Даже отказ дамы не может заставить его разлюбить её. Лишь танцевальная песня № X нарушает преобладающее подавленное настроение и производит более радостное впечатление. В ней автор воспевает неповторимость своей любимой, описывая её в среде танца.

Герой песни № XVII, поэт, с тяжелым сердцем отправляется в крестовый поход и оставляет любовь своим друзьям, которым она, возможно, принесёт больше счастья. Однако даже в дальних странах он не может забыть свою возлюбленную и надеется на то, что его возвращение смягчит её сердце. Но поэт становится жертвой направленных против него слухов о неверности, которые его возлюбленная воспринимает с доверием. Тем не менее, герою песни удается переубедить даму, принеся ей клятву верности и заверив её в том, что она у него единственная.

Хитпольд фон Швангау постоянно вносит в свои стихи сцены природы, отчасти, чтобы подчеркнуть красоту своей возлюбленной, а отчасти, чтобы выразить своё собственное настроение. Он всё время демонстрирует свою печаль и подкрепляет её постоянно повторяющимися причитаниями. Однако сцены природы вторгаются в повествование только в последних песнях № XXI и № XXII. В них фон Швангау возвращается к началу своих ухаживаний за дамой и заключает, что, даже если она и отвечала ему одной лишь антипатией, он всё равно никогда так и не встретил ни одной другой женщины, которую бы полюбил всей душой.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Союз образовательных сайтов Занесено в каталог Deport.ru