. Средневековая Музыка - Гильем Адемар

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Гильем Адемар | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1961

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Гильем Адемар (окс.: Guilhem Ademar; период творчества: с 1190 или 1195 по 1217 год) – это трубадур из старинной французской провинции Жеводан (фр.: Gévaudan).

Краткая биография

Даты жизни и смерти поэта неизвестны. Самое раннее упоминание имени некоего В. Адемарса (окс.: W. Ademars), мелкого дворянина из Жеводана, датируется 1192 годом. И хотя эта фамилия в разных вариантах написания (Ademars или Azemars) фигурирует в различных документах до 1217 года, носивший её человек не может быть однозначно отождествлён с трубадуром Гильемом.

Согласно жизнеописанию Адемара, он был сыном бедного рыцаря из городка Мерюе (фр.: Meyrueis), которому рыцарский титул был пожалован хозяином местного замка.

Гильем был красноречивым человеком и «хорошо разбирался в искусстве сочинения трубадурских стихотворений». Оказавшись не в состоянии обеспечивать себе существование, достойное рыцаря, он приобщился к искусству менестрелей и «добился большого почтения у всего высшего общества». К концу своей жизни трубадур стал монахом Граммонского ордена.

Творческое наследие

Гильем Адемар на средневековой миниатюреАдемар путешествовал между дворами графов Альби и Тулузы, виконта Нарбонны и испанских королей. Ещё при жизни он добился достаточной известности, чтобы стать объектом насмешек трубадура Монжа де Монтодона (фр.: Monge de Montaudon).

Дошедшее до нас творческое наследие Гильема включает в себя 16 поэтических произведений, в том числе 14 канцон, 1 сирвенту и 1 партимен (поэтическую дискуссию) с лимузенским трубадуром Эблем д’Юсселем (фр.: Eble d'Ussel).

Наиболее известными сочинениями Адемара являются его канцоны. Как правило, они полны юмора, а некоторые из них представляют собой пародии на стихотворения его более прославленного современника Арнаута Даниэля (окс.: Arnaut Daniel). Одна канцона поэта сохранилась вместе с нотами.

Исходя из упоминания его имени в поэтической сатире на трубадуров того времени, принадлежащей перу Монжа де Монтодона, начало творческого пути Гильема можно датировать приблизительно 1195 годом. Монж игриво оскорбляет Адемара, называя его «плохим жонглёром», который «всегда носит старую одежду и любит даму, имеющую тридцать любовников».

Одним из наиболее известных произведений Гильема является чувственная канцона о куртуазной любви «Non pot esser sofert ni atendut», в которой певец желает, чтобы муж его возлюбленной дамы убрался куда-нибудь подальше.

Существует проблема с датировкой этой канцоны, так как в ней упоминаются два испанских короля: Фердинанд (окс.: rey Ferrans) и Дон Альфонсо ( rey N'Amfos), «которого боятся Альмохады, и который является величайшим графом во всём христианском мире». При этом Фердинандом мог быть либо король Леона и Галисии Фердинанд II Леонский (умер в 1188 году), либо король Кастилии Фернандо III (начал править в 1217 году), однако периоды правления обоих из них выходят за рамки традиционной датировки периода творчества Адемара.

Доном Альфонсо мог быть король Арагона Альфонсо II Целомудренный (современник Фердинанда II Леонского), который также являлся и графом Барселоны.

Кроме того, им мог быть и Альфонсо IX Леонский, преемник Фердинанда II, королевство которого, учитывая его удалённость, могло быть именно тем местом, куда Гильем, возможно, надеялся отправить мужа своей возлюбленной, или же Альфонсо VIII Кастильский, чьи подвиги в войне против Альмохадов достигли своей кульминации в решающей победе в битве при Лас-Навас-де-Толоса, состоявшейся в 1212 году.

Однако, поскольку между 1215 и 1217 годами трубадур написал одно стихотворение, в котором он обращается к графу Тулузы Раймунду VI со словами «О, Раймон, мой господин» (окс.: En Raimon, mon seigner), также существует предположение о том, что эпитет «величайший граф» (mieiller coms), использованный в вышеназванной канцоне, тоже относится к Раймунду VI, участвовавшему вместе с Альфонсо VIII Кастильским в битве при Лас-Навас-де-Толоса.

Таким образом, Адемар, возможно, имел в виду события этого сражения, и канцона «Non pot esser sofert ni atendut» была написана им уже после восшествия на кастильский трон Фернандо III. Более того, трубадур мог участвовать в битве вместе с Раймундом VI.

Особенности стиля и содержания произведений

В общем и целом, поэзия Гильема легка, добродушно весела и иронична. Он, как и Пейре Раймон Тулузский (окс.: Peire Raimon de Tolosa), его современник при дворе графа Раймунда VI, по-видимому, находился под влиянием Арнаута Даниэля (а, возможно, и сам оказывал на него творческое влияние).

Единственная дошедшая до наших дней канцона с мелодией характеризуется невменной нотацией и мотивными фразами.

В своих основных любовных песнях Адемар воспевает двух дам, одну из Альби, а другую из Нарбонны. Несмотря на это, из-за стихотворения «El temps d'estui, qan par la flors el bruoill» его обвиняют в женоненавистничестве.

Его любовная песня «Ben for'oimais sazos e locs» написана в форме послания любовнице, которое должно быть тайно передано ей через её посыльного.

В своей единственной сирвенте «Ieu ai ja vista manhta rey» в стиле, чуть напоминающем Маркабрюна (фр.: Marcabru), Гильем выступает с осуждением морали, позволяющей отвергнуть преданных и щедрых поклонников в пользу «дураков и скупцов».

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Союз образовательных сайтов Занесено в каталог Deport.ru