. Средневековая Музыка - Генрих фон Морунген

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Генрих фон Морунген | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1988

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Генрих фон Морунген на миниатюре из Большой Гейдельбергской рукописиГенрих фон Морунген (нем.: Heinrich von Morungen; родился в 1155/1160 году предположительно в замке Морунген (Burg Morungen) близ города Зангерхаузен (Sangerhausen), Тюрингия; умер в 1222 году в монастыре святого Фомы в Лейпциге) – это известный средневековый немецкий поэт и миннезингер.

В Большой Гейдельбергской рукописи (Манесском кодексе) автор более чем 30 любовных песен назван господином Генрихом фон Морунгеном (Her Heinrich von Morungen). Из текста грамоты, составленной в период между 1213 и 1221 годами, следует, что маркграф Мейсена Дитрих IV позволил некоему Хенрику де Морунгену (Henricus de Morungen) передать пожалованную ему маркграфом ежегодную ренту в размере 10 талантов лейпцигскому монастырю святого Фомы. Свидетелем этого правового акта выступили те же самые люди, которые в другой грамоте от 1217 года засвидетельствовали факт передачи права попечительства монастырю святого Фомы. Таким образом, судя по всему, в 1217 году Генрих, будучи уже в преклонном возрасте, ушёл в монастырь: в первой из вышеупомянутых грамот он назван «заслуженным воином» (лат.: miles emeritus). Отказавшись от своей ежегодной ренты, которую поэт получал, наверняка, уже много лет, он обеспечил себе монастырское попечение; то есть этот отказ мы не можем трактовать как чисто благочестивый поступок. При этом нет никаких свидетельств того, что Генрих имел какие-то другие доходы помимо ренты. Кроме того, его положение при дворе маркграфа Мейсена, судя по всему, было невысоким, так как в одной грамоте 1218 года, составленной Дитрихом IV, фон Морунген указан на последнем, то есть самом малозначимом месте в списке свидетелей. Первое после этого новое упоминание о фон Морунгене содержится в «Хрониках земли Мейсенской» (лат.: Chronica terrae Misnensis; велись с конца 15-го века), а конкретно в выдержке из древнейшей истории монастыря святого Фомы (основанного в 1213 году), где говорится о том, что «в это время некий Эрик (Хенрик!), именуемый Морингом, удалился в монастырь» (лат.: «His temporibus quidam Ericus (Henricus!) transtulit se ad monasterium dictus Moring»). Таким образом, судя по данной записи в «Хрониках», Генрих ушёл в монастырь уже вскоре после его основания. Год смерти фон Морунгена (1222 г.) мы можем узнать из завершенной в 1526 году рукописной «Летописи», составленной в монастыре святого Фомы (Вена, Национальная библиотека, рукопись 3004, лист 8, лист 36/ Wien, Nationalbibliothek, Codex 3004, 8v, 36v). В этом документе сообщается о том, что Генрих, якобы, посетил гробницу святого апостола Фомы в Индии. Однако достоверной в этом сообщении является только дата смерти миннезингера, так как есть основания полагать, что летопись базировалась на данных ныне утерянного монастырского календаря. При этом недостоверными являются сведения о поездке фон Морунгена в Индию и тем более предположение о том, что он, якобы, даже привез из Индии для монастыря реликвии святого Фомы. В основе ошибочного предположения о путешествии Генриха в Индию, должно быть, лежит возникшая около 1300 года «Баллада о благородном Морингере» (нем.: Ballade vom edlen Moringer), главным источником которой в свою очередь наверняка послужила «Легенда о Герарде» (нем.: Gerarduslegende) Цезария Гейстербахского. Об этой истории, по сути, представляющей собой широко распространенное предание о возвратившемся на родину человеке, также сообщается в Хронике графов фон Циммерн, но с дополнением, согласно которому благородный Морингер не был мейсенцем или саксонцем. Фамилия фон Морунген (von Morungen), происходящая, согласно этой версии, от старинного немецкого названия Индии «Môrlant» (т.е. «страна мавров»), а также отношения, связывавшие поэта с монастырем святого Фомы (а Индия является страной апостола Фомы), и, прежде всего, тот факт, что автор баллады бесспорно отождествлял благородного Морингера с миннезингером, чьи стихи содержатся в Вейнгартенской рукописи (Weingartner Liederhandschrift), вполне объясняют тайну легендарного путешествия Генриха в Индию. В качестве же предполагаемого места его рождения можно принять замок Морунген близ города Зангерхаузен. В пользу версии о том, что родиной миннезингера являлась Тюрингия, говорит и его диалект. Феодалы с фамилией фон Морунген впервые упоминаются в 1226 году в грамоте монастыря Валькенрид (Kloster Walkenried) под Нордхаузеном, а с начала 14-го века их имена чаще фигурируют в документах монастыря Кальтенбрунн (Kloster Kaltenbrunn) под Зангерхаузеном. На фамильном гербе фон Морунгенов 16-го века в церкви святого Ульриха (Ulrichskirche) в Зангерхаузене изображены полумесяц и звезда, то есть символы, также описанные, хоть и с некоторыми отличиями, в Манесском кодексе и Гербовнике Конрада Грюненберга. На втором фамильном гербе, являющемся интерпретацией фамилии фон Морунген, представлена голова мавра на желтом фоне (содержится в Вейнгартенской рукописи и Гербовнике Конрада Грюненберга). Можно предположить, что, поскольку с 1157 года замок Морунген принадлежал Фридриху I Барбароссе, Генрих имел отношение ко двору Гогенштауфенов и, возможно, даже посещал в составе свиты императора Бургундию и Прованс, что легко может объяснить тот факт, что фон Морунген был хорошо знаком с лирикой трубадуров. То, что поэт на протяжении некоторого времени провел при дворе ландграфа Тюрингии, где мог познакомиться с Вальтером фон дер Фогельвейде (а также Генрихом фон Фельдеке?), к сожалению, остается лишь предположением. Литературные отношения с фон дер Фогельвейде несомненно имели место, причем объектом для творческого подражания  в рамках этих отношений был скорее всего фон Морунген. Также спекуляцией является предположение о том, что Генрих сопровождал маркграфа Мейсена Дитриха I в Крестовом походе в январе 1197 года и таким образом уже до этого находился при его дворе. С большей вероятностью можно утверждать, что основной период творчества фон Морунгена пришелся на период с 1190 по 1200 годы: в пользу этого предположения говорят как известные даты жизни миннезингера, так и оказанное им влияние на более молодого Вальтера фон дер Фогельвейде.

Современными ценителями искусства Генрих фон Морунген воспринимается как самый чувственный и страстный среди поэтов высокого миннезанга. Хотя его песни тоже относятся к сфере общественного искусства, считается, что в них сильнее, чем в песнях всех других поэтов этой эпохи, слышится личное переживание, вследствие чего некоторые исследователи даже искали в них, хоть и не оправданно, какие-то его автобиографические черты. Небольшая часть образов, созданных в этих песнях, – а Генрих наряду с фон дер Фогельвейде является самым образным певцом всего миннезанга – была заимствована из лирики трубадуров, но основная их часть – из традиции почитания Девы Марии, достигшей своего полного расцвета в 12-м веке; однако, заимствуя эти образы, фон Морунген свободно трансформирует их и создает совершенно неповторимый язык образов. Особенно выразительны образы лучистого блеска небесных светил, в которых Генрих узнаёт одновременно чувственную и неземную красоту своей возлюбленной; в созданных им образах чувственное и сверхчувственное (трансцендентное), земное и неземное сливаются в одно целое. Ни один другой миннезингер, даже Вальтер фон дер Фогельвейде, и ни один трубадур, даже Пейре Видаль (Peire Vidal), не демонстрирует столь сильной привязанности к духовной сфере, особенно к языку ранней мистики и почитания Девы Марии. Поэтому не случайно, что для фон Морунгена рыцарская любовь является опытом, выходящим за рамки мира земного; его мысли витают вокруг непостижимого очарования любви, обретая всё новые символические образы, далекие от абстрактности схоластиков рыцарской любви, таких как Рейнмар фон Хагенау (Reinmar von Hagenau). Определяющим для лирики Генриха является сочетание высшего восхваления дамы сердца и самого растроганного сетования о несбывшейся любви, которая настолько сильно идеализирована, что попросту не может исполниться в этом мире. Эта ситуация приобретает некий образ в строфе MF 147, 9, в которой поэт заверяет, что даже на том свете будет и дальше служить своей возлюбленной, как если бы она была святой, в просторах бесконечности, которая лишь одна способна вместить его любовь. Наряду со строфами восхваления и плача изредка встречаются другие, рассказывающие о пережитом счастье любви. Но именно эти песни, прежде всего утренняя песня, в которой альба и диалогическая форма уникальным образом сливаются в некое новое образование, являются образами скорее мечты и желания поэта, нежели земного исполнения его тоски.

До наших дней дошло 35 любовных песен фон Морунгена, которые состоят из 115 строф, причем 104 из них содержатся только в Большой Гейдельбергской рукописи. Остальные строфы находятся в Малой Гейдельбергской рукописи, Вейнгартенской рукописи и в рукописной копии Большой Гейдельбергской рукописи (нем.: Troßsches Fragment). Мелодии к песням Генриха не сохранились.

Важной темой в его творчестве является демонизм рыцарской любви; она воспринимается одновременно и как магическая, болезнетворная и даже смертоносная сила, и как религиозно-мистическое переживание.

На форму и содержание стихотворений фон Морунгена оказала влияние поэзия провансальских трубадуров (дактилические рифмы, частая перекрестная рифмовка). Кроме того, из поэзии трубадуров также были заимствованы темы, например, редко встречающаяся в немецком миннезанге тема расторжения обета рыцарского служения даме (песня XXVII, L141,37: Sî hât mich verwunt).

Новшеством Генриха фон Морунгена является диалогическая форма утренней песни (песня XXX, L143,22: Owê, – sol aber mir iemer mê).

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Занесено в каталог Deport.ru