. Средневековая Музыка - Бургграф фон Регенсбург

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Бургграф фон Регенсбург | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1968

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Бургграф фон РегенсбургБургграф фон Регенсбург (нем.: Der Burggraf von Regensburg), или Бургграф Регенсбургский, или просто Регенсбург (жил в середине 12-го века) – это немецкий средневековый поэт, происходивший из знатного феодального рода. Он является одним из немногих представителей раннего придунайского миннезанга, чьи произведения дошли до наших дней.

Правда, о каком конкретно бургграфе Регенсбурга идет речь, до сих пор не ясно. Дело в том, что соответствующим периодом (до 1185 года) датируются документальные свидетельства о нескольких бургграфах баварского города Регенсбург. В период с 970 по 1185 годы эту высокую должность занимали представители рода Бабонов/Babonen (Штефенингов/Stevening, или Штефлингов/Stefling и Ритенбургов/ Rietenburg, или Риденбургов/Riedenburg). Среди них на роль предполагаемого миннезингера, автора дошедших до нас стихов, подходит занимавший с 1143 года должность бургграфа Генрих III (Heinrich III.; родился около 1130 года; умер в конце 1177 года), а также, возможно, один из троих его сыновей. При этом из их числа вероятнее всего предположить его старшего сына, Фридриха II (Friedrich II.; упоминается в документах периода 1150-1181 годов), который был бургграфом с 1159 года. Следует отметить, что известный миннезингер бургграф фон Ритенбург (Burggraf von Rietenburg), вероятно, являлся родственником и современником бургграфа Регенсбурга.

Фамилией фон Регенсбург в Парижской и Большой Гейдельбергской рукописях надписано по 4 двухтональных стихотворения соответственно. При этом, как и у Кюренберга, эти стихи составлены многостишными строфами. Три из четырех строф являются женскими. В песенниках также фигурируют произведения, надписанные именем бургграфа фон Ритенбурга. Поскольку род бургграфов фон Регенсбург, происходящий из городка Штефенинг/Stevening (ныне Штефлинг/Steffling, федеральная земля Бавария), так же именовался фон Ритенбургами по названию их имения Ритенбург на берегу реки Альтмюль (Altmühl), высказанное немецким филологом-германистом Фридрихом Генрихом фон дер Гагеном (Friedrich Heinrich von der Hagen) и наполовину признанное Морицем Гауптом (Moritz Haupt) предположение о том, что в действительности фон Регенсбург и фон Ритенбург – это один и тот же человек, выглядело вполне обоснованным. Однако точное исследование песен, которые в рукописях приписываются этим двум, якобы, разным поэтам, проведённое немецким филологом Вильгельмом Шерером (Wilhelm Scherer), действительно показало множество значительных различий между ними в языке, стилистике, метрике и содержании. По мнению Шерера, данные, указанные в средневековых рукописях, являются достоверными, и, следовательно, речь идет о двух разных поэтах, но принадлежавших одному и тому же роду. Период их жизни можно определить только на основании их собственных стихов методом сравнительно-исторического сопоставления литературных памятников. Для песен бургграфа фон Регенсбурга в отличие от стихов фон Ритенбурга характерен отпечаток более глубокой старины, большей народности, они, несомненно, сочинены раньше, возможно, около 1170 года. Эти два поэта были, вероятно, родными братьями, так как для противопоставления отец-сын разрыв в их искусстве недостаточно велик. Более того, скорее всего они являлись сыновьями Генриха III, самого видного представителя уважаемого рода, который обладал должностью бургграфа с 1143 года и умер между 1174 и 1177 годами. Старшим из двух миннезингеров был либо Фридрих (упоминается в грамотах с 1150 года, а вместе с отцом бургграфом – с 1160 года; умер в 1181 или 1182 году), либо его младший брат Генрих IV (Heinrich IV.; являлся бургграфом с 1176 года, умер после 1184 или 1185 года), а младшим мог являться либо Генрих II (Heinrich II.), либо его сводный брат Отто III (Otto III.; умер после 1185 года). По своему характеру песни бургграфа Регенсбургского ближе всего к дошедшим до нас анонимным песням, надписанным именем миннезингера Кюренберга (Kürenberger). Как и стихотворения Кюренберга, песни фон Регенсбурга являются самыми ранними сохранившимися образцами наивной народной любовной поэзии рыцарских кругов средневековой Баварии. Песни Кюренберга обычно считаются чуть более ранними, чем песни бургграфа Регенсбурга, хотя возможен и противоположный вариант их датировки, да и сравнение формы их строф тоже как будто говорит в пользу второго предположения – ведь в стиле Регенсбурга еще сохраняется старый тип строфы Отфрида Вейсенбургского (Otfried von Weißenburg) с нерифмованными начальными строками («холостыми» стихами), в то время как для кюренберговой строфы (= «нибелунгова строфа») характерны 3 укороченные рифмованные начальные строки. Во всяком случае, в те времена в области лирической поэзии существовала оживленная связь между Баварией и Австрией – совместная лирическая традиция. И этот факт в данном случае объясняется ещё и личными связями: братья Фридрих и Генрих IV Регенсбургские являлись сыновьями Берты Бабенбергской (Babenbergerin Bertha), дочери маркграфа Австрии Леопольда III (Leopold III. von Oesterreich), и подолгу бывали в Австрии; Фридрих управлял австрийскими имениями рода и неоднократно навещал своего дядю Генриха II, а также своего кузена Леопольда V (Leopold V.), покровителя Рейнмара Старого (Reinmar der Alte); да и Генрих IV время от времени наведывался в Вену.

Бургграф фон Регенсбург – это самый ранний известный нам по имени миннезингер Баварии, но поэзия для него ещё не являлась профессией. Этому препятствовала уже его сословная принадлежность – как бургграф, являвшийся не только королевским чиновником в городе, но и гауграфом части области Донаугау (Donaugau) и соответственно обладавший судебной, военной (правом призыва в войско) и административной властью, он принадлежал к высшему сословию, а в табели о рангах следовал сразу за маркграфом и был равен по происхождению пфальцграфам; его семья славилась родством с королями Германии и первыми людьми королевства. Его жизнь является важным примером того, как в то время (в период с 1160 по 1170 годы) происходило перерождение литературного интереса высшего дворянства в профессиональную поэтическую деятельность. Согласно весьма правдоподобному предположению Морица Гаупта (в его сборнике «Весна миннезанга»/Minnesangs Frühling), которое хоть и подвергается сомнению, но по-прежнему остается безальтернативным, «отец  (Генрих III) был прославлен неким анонимным поэтом как покровитель странствующих артистов, а его сыновья уже сами занимались искусством». Однако это – пока еще свободное искусство, возможно, лишь «естественное поэтическое излияние одного или двух взволнованных любовью юношеских лет», во всяком случае, это – «еще не социальная и не профессиональная поэзия: это – первые цветки той лирической весны, кажущиеся импровизациями, но не являющиеся ими в полной мере, взаимные исповеди личного контакта влюбленных, заимствованные из самой действительности». Как и песни Кюренберга, стихи бургграфа Регенсбургского являются «жемчужинами без роскошной оправы, лишь по счастливой случайности вынесенными на поверхность из таинственных глубин таланта народного поэта, осколками бесценных сокровищ, которые заключены в этих глубинах, и о которых мы можем только догадываться».

В песнях фон Регенсбурга ещё преобладает старая точка зрения на взаимоотношение между полами – мужчина является повелителем, а женщина добивается взаимности его чувств, она полна страстного ожидания и нежности. В них ещё не прослеживаются признаки более современного, пришедшего из Франции понятия галантности, придворного этикета и формального рыцарского служения даме. Чувство, звучащее в трех женских строфах стихов Регенсбурга, отличается большей мягкостью, в мужской строфе ощущается дерзость, сетование лишь на зависть судей на состязании мейстерзингеров, ей неведома любовная печаль. Однако в его песнях уже нет типичных черт старой хороводной песни, которые можно найти в песнях Нейдхарта фон Ройенталя (Neidhart von Reuenthal), –  ни картины природы, ни описания танца, ни обращения к публике, то есть всех тех приёмов, которые использовались придворными поэтами, такими как Генрих фон Фельдеке (Heinrich von Veldeke), в их песнях, сочиненных для общества. Это – сплошь одноголосная, сплошь уединенная лирика, являющаяся выражением индивидуума и не обращенная к современному ему слушателю. Иногда это могли быть поэтические письма влюбленных друг другу, поручения посыльным, то есть зачатки более позднего, искусно отточенного жанра под названием «песня письмоносца». В произведениях фон Регенсбурга нет никаких эпических и драматических элементов (отсутствует диалог), им присущ чисто лирический поток чувств. Характеристика влюбленных ограничивается одним лишь намеком: в любом из стихотворений этого миннезингера едва ли обнаружится хоть пара прямых эпитетов. В отличие от песен Кюренберга в них не найти ни места действия, ни определенной внешней обстановки, ни сюжета; кроме того, бургграф Регенсбургский крайне редко даёт указания на время года, да и то использует для этого один единственный типичный речевой штамп. В его песнях звучат древние, простые мотивы естественной любви между естественными людьми: двое влюбленных, единых душой и телом, и безбоязненно проявляющих свою чувственность, вынуждены тайно наслаждаться своим счастьем, преодолевая препятствия, чинимые доносчиками, они клянутся в верности друг другу, вспоминают былые наслаждения, отвергают попытки разлучить их. Столь же просты и средства языка, стиля и метрики: синтаксис и словоупотребление ещё не отточены, структура предложений проста, отсутствует изысканная терминология, нет антитез, риторических фигур, метафор и сравнений; некоторые рифмы ещё не являются чистыми. Основные факты, исходные элементы всей любовной лирики фон Регенсбурга излагаются в нескольких стихах, не так живо, не так ярко и сочно, как в песнях Кюренберга, но за тихим спокойствием этих немногословных исповедей тоже скрывается настоящая страсть, чувствуется дрожь искренне взволнованных сердец.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Союз образовательных сайтов Занесено в каталог Deport.ru