. Средневековая Музыка - Бертран де Борн

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Бертран де Борн | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1973

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Бертран де Борн (изображение 13 века)Бертран де Борн (фр.: Bertran de Born; родился в 1140 году в родовом замке де Борнов в графстве Перигор; умер около 1215 года) – это провансальский виконт и один из известнейших трубадуров 12-го века.

Он был старшим сыном Бертрана де Борна, виконта де Отфор, и его жены Эрменгарды. У Бертрана было 2 младших брата, Константин и Итье. Отец будущего трубадура умер в 1178 году, после чего Бертран унаследовал от него титул виконта де Отфор. В то время он уже был женат первым браком на Раймонде и имел от неё двоих сыновей.

Замок Отфор (Hautefort) расположен на границе между бывшими графствами Лимузен (Limousin) и Перигор (Périgord). В связи с этим де Борн был вовлечен в конфликты между сыновьями Генриха II Плантагенета. Кроме того, он также боролся за контроль над Отфором.

В соответствии с феодальными нравами этого региона Бертран был не единственным владельцем замка Отфор, а правил им совместно со своими братьями. Среди трубадуров было еще несколько случаев такого соправления, причем самый известный пример являли собой так называемые «четверо трубадуров из Юсселя» (трое братьев и кузен), а также Раймон де Мираваль (Raimon de Miraval) и его братья. Это была типичная стратегия, существованию которой способствовали подлинные владельцы территорий феодальных имений (например, герцогства Аквитания или графства Тулузского), чтобы уменьшить влияние местных сюзеренов и втянуть их во внутрисемейные феодальные конфликты. Центральное место в поэзии Бертрана, в которой преобладают политические темы, является его конфликт в первую очередь с братом Константином.

Его первым датируемым произведением является сирвента 1181 года, хотя к тому времени де Борн уже снискал себе приличную поэтическую славу.

В 1182 году поэт находился при дворе своего сеньора Генриха II Плантагенета в Аржентане. В том же году он принял участие в восстании Генриха Молодого против его младшего брата графа Пуату и герцога Аквитании Ричарда Львиное Сердце. В это время Бертран написал песни, обращенные к Адемару V Лиможскому и другим феодалам, в которых призывал их к восстанию и клялся бороться против Ричарда. Его брат Константин встал в этой борьбе на противоположную сторону, за что в июле того же года Бертран выслал его из замка.

Генрих Молодой, которого де Борн восхваляет и критикует в своих стихах, умер в 1183 году; Бертран написал в память о нем плач «Я заканчиваю песнь в печали и страдании ...» («Mon chan fenisc ab dol et ab maltraire ...»). Другой плач, посвященный памяти Генриха, «Когда собрать могли бы воедино со всей земли и слезы, и печаль ...» («Si tuit li dol e.l plor e.l marrimen ...»), который раньше приписывался де Борну, в настоящее время признан как произведение трубадура Риго де Барбезье (Rigaut de Berbezill). В своем карательном походе против мятежников Ричард вместе с королем Арагона Альфонсо II Целомудренным захватил Отфор и передал его в собственность Константину де Борну. Позже Генрих II Плантагенет вернул замок Бертрану, а Константин предположительно стал его наемным солдатом.

В ходе борьбы против короля Франции Филиппа II Августа Бертран помирился и объединился с Ричардом, став его верным и убежденным сторонником, и при этом всегда старался разжечь борьбу против Филиппа, но не всегда честными способами. Так, де Борн неоднократно пытался посеять раздор между представителями Анжуйской династии, чтобы сохранить свою независимость. Он дал им следующие прозвища: Генриха Молодого он называл Моряком, герцога Бретани Джеффри II Плантагенета – Рассой (Rassa), а Ричарда Львиное Сердце – «Да-и-Нет» (Oc-e-Non). В память о скончавшемся Джеффри II Бертран тоже написал плач «A totz dic que ja mais non voil ...».

Кроме того, де Борн поддерживал контакт со многими другими трубадурами, а также с северофранцузским трувером Кононом де Бетюн (Conon de Béthune), к которому обращался, используя псевдоним «Мой Изомбар» (Mon Ysombart).

Хотя Бертран являлся автором нескольких любовных песен, прежде всего он был мастером сирвент. В Ватиканской рукописи (рукопись провансальских песен) № 5232 де Борн изображен облаченным в тяжелые доспехи со щитом и копьем. Его военные песни, распространявшиеся странствующими музыкантами, оказали большое политическое воздействие в ходе англо-французских боевых столкновений 12-го века. Так, воинственная песнь «Люблю я веселое время весны ...» («Be.m platz lo gais temps de pascor ...»), в которой описывается стратегия войны, был переведен на английский язык американским поэтом Эзрой Паундом (Ezra Pound).

И даже недолгий мир 1189 года вызвал у Бертрана громкие сетования. Пока Ричард (в то время уже ставший королем) и Филипп все тянули с началом Третьего крестового похода, де Борн присылал им свои песни, в которых воспевал героическую оборону города Тир маркграфом Монферратским Конрадом («Folheta, vos mi prejatz que eu chan ...» и «Ara sai eu de pretz quals l’a plus gran ...»). Когда Ричарда Львиное Сердце выпустили из-под ареста (по подозрению в соучастии в убийстве Конрада), трубадур поприветствовал его песней «Ar ven la coindeta sazos ...». По иронии судьбы, в 1199 году Ричард был тяжело ранен в замке Шалю-Шаброль (Châlus-Cabrol), где находился рынок, являвшийся одним из источников дохода Бертрана.

В 1196 году, после смерти своей второй жены, поэт принял постриг и стал монахом Далонского монастыря ордена цистерцианцев, который спонсировал на протяжении многих лет. Свою последнюю датируемую песню он написал в 1198 году. Последняя документальная запись о Бертране де Борне была сделана в 1202 году. Исходя из обнаруженного датированного счета за погребальную свечу для его могилы, предполагается, что поэт умер в 1215 году.

Всё его творчество состоит из 47 произведений, в том числе 36 единодушно приписываемых ему песен, содержащихся в рукописных песенниках и ещё 11 песен, в отношении которых авторство Бертрана подвергается сомнению. Кроме того, до наших дней дошло несколько мелодий его песен. Как трубадур он посвящал свои стихи Матильде де Монтоньяс (Mathilde de Montognas), Гишарде де Монпансье (Guicharde de Montpensier), Тиборе де Монтозье (Tibors de Montausier) и Матильде, супруге Генриха Льва. Его связь с королевой Элеонорой (Алиенорой Аквитанской) является недоказуемой.

Бертран де Борн был дважды женат. От первой жены, Раймонды, у него было двое сыновей (оба были посвящены в рыцари в 1192 году) и дочь.

Согласно документальным свидетельствам, сын Бертран, тоже трубадур, ещё был жив в 1223 году.

Сын Итье умер в 1237 году.

Дочь Эмелина (Aimelina), вышла замуж за Сегена де Латура (Seguin de Lastours).

От второй жены, Филиппы (Philippa), у него было ещё двое сыновей.

Сын Константин, который вместе с отцом стал монахом Далонского монастыря.

Сын Бертран Младший, который ещё был жив в 1252 году.

Согласно виде Генриха II (vida = краткая прозаическая биография, написанная на окситанском языке), он не верил, что де Борн спровоцировал восстание его сына Генриха Молодого. Поэтому итальянский поэт Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» отправил Бертрана де Борна как зачинщика раздоров на восьмой круг ада (песнь XXVIII «Ад»), где он вынужден нести перед собой вместо фонаря свою отрубленную голову. Эту сцену следует рассматривать символически: трубадур вынужден ходить по аду расчлененным точно так же, как при жизни он расчленял семьи. Французский художник-иллюстратор Гюстав Доре (Gustave Doré) изобразил сцену мучений Бертрана в своей иллюстрации к «Божественной комедии».

Кроме того, де Борн как второстепенный персонаж также фигурирует в романе Мориса Хьюлетта «Жизнь и смерть Ричарда Да-и-Нет» («The Life and Death of Richard Yea-and-Nay» (1900 г.), который в своем описании трубадура в значительной мере опирается на его портрет, представленный в произведении Данте. Он описывает его как «человека горячей крови, дыма и гнева» с «недоброжелательным нравом». Один из героев романа говорит о Бертране, что «он был великим поэтом, большим вором и глупым дураком».

Правда, более достойную память о нем оставил Эзра Паунд, переведя на английский язык несколько из песен трубадура. Однако Паунд занимался не только переводом произведений Бертрана, но и сочинил несколько стихотворений, основанных на жизни и творчестве виконта, таких как «К даме Аудиарте» («Na Audiart», 1908 г.), «Сестина: Альтафорте» («Sestina: Altaforte», 1909 г.) и «Близ Перигора» («Near Perigord», 1915 г.). Помимо этого, намеки на трубадура можно найти и в его кантах (песнях).

Бертран де Борн также является героем одноименной баллады немецкого поэта Людвига Уланда и одноименного трехстрофного романса Генриха Гейне. Кроме того, его фигура играет важную роль в романе Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада» («Еврейка из Толедо»).

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Союз образовательных сайтов Занесено в каталог Deport.ru