. Средневековая Музыка - Бернарт де Ровенак

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Бернарт де Ровенак | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1968

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Бернарт де Ровенак (окс.: Bernart de Rovenac), или де Ровеньяк (de Rovenhac), или де Роэнак (de Roenach) – лангедокский трубадур 13-го века, расцвет творчества которого пришёлся на период с 1242 по 1261 годы. Годы его жизни неизвестны.

До наших дней дошли 4 сирвенты этого трубадура. Пожалуй, общую направленность поэзии Бернарта лучше всего выражают строки «Aital guerra m'agrada mas que platz, / non tals treguas ont om si'enganatz», которые можно перевести следующим образом: «Итак, война была бы мне милее, чем покой, и примиренье, за которым ложь».

Трубадур был родом из поселения Ровенак (окс.: Rovenac), ныне Рувнак (фр.: Rouvenac), расположенного на территории современного французского департамента Од. Первое упоминание о де Ровенаке датируется началом 1242 года, когда он сочинил стихотворение «Ja no vuelh do mi esnenda» о восстании в провинции Лангедок, недовольной королём Людовиком IX. В нём он обрушивается с нападками на арагонского короля Хайме I Завоевателя (исп.: Jaime I el Conquistador) и короля Англии Генриха III (англ.: Henry III) за то, что они оставили без помощи своих вассалов. Как гласит одна из строк особой концовки (торнады) этого произведения, написано оно было неподалёку от Ровенака, в городке Лиму (фр.: Limoux; окс.: Limós).

В чуть более поздней сирвенте «D'un sirventes m'es gran voluntatz preza» Бернарт критикует двух королей за то, что они пренебрегли своими феодальными поместьями, которыми завладел «король, завоевавший Сирию». Два короля – это Хайме I и Генрих III, а «король, завоевавший Сирию» – это издевательский намёк на Людовика IX, который организовал Седьмой крестовый поход, завершившийся поражением и его пленением в битве при Эль-Мансуре, состоявшейся в феврале 1250 года. Французский монарх всё ещё находился в плену в Сирии (в 1254 году), когда де Ровенак написал это стихотворение в надежде на то, что два короля воспользуются его отсутствием.

Из-за своей политической поэзии трубадур был очень непопулярен при дворе короля Арагона, хотя, возможно, побывал в Кастилии и, наверняка, был высокого мнения о короле Кастилии Альфонсо X (исп.: Alfonso X de Castilla).

В 1259-1260 годах Бернарт примкнул к восстанию под предводительством Рамона Фолка V де Кардона (исп.: Ramón Folch V de Cardona) против Хайме I. Этому событию было посвящено одно стихотворение, являвшееся не совсем сирвентой. Оно не сохранилось до наших дней, но упоминается в сирвенте «Can aug en cort critz e mazans e brutz», сочинённой трубадуром Сервери де Жирона (катал.: Cerverí de Girona) ближе к концу 1259 года. Ответ де Ровенака на критику Сервери, назвавшего его [Бернарта] всего лишь бродячим певцом, если и был написан, не сохранился.

Де Жирона, как и Бернарт, пользовался покровительством Рамона Фолка V, но в противоположность де Ровенаку стал придворным поэтом королей Арагона. Основой его противостояния с Бернартом, возможно, была профессиональная ревность, ведь с Рамоном Фолком он, наверняка, оставался в хороших отношениях.

Единственное произведение де Ровенака, не поддающееся точной датировке, – это «Сирвентеска» («Una sirventesca»), написанная приблизительно между 1241 и 1253 годами. Это – сирвента, высмеивающая бродячего певца по имени Ренье, или Райньер (окс.: Rainier). Стихотворный размер этого произведения весьма искусен: две последние строки каждого куплета являются припевом. Сервери де Жирона скопировал этот размер в своём произведении «Ta mal ne fay sala», сочинённом ко второй годовщине смерти Рамона Фолка V де Кардона, скончавшегося в 1276 году.

С одной стороны, де Ровенак оказывал творческое влияние на Сервери, начало карьеры которого совпало с закатом его собственного поэтического пути, но, с другой стороны, был для него конкурентом.

Последняя сирвента Бернарта была написана по случаю состоявшейся в 1261 году казни Гильема Рамона II д'Одена (катал.: Guillem Ramon II d'Òdena). Завещание Гильема, в котором он сознается в своих преступлениях, датировано 14 января 1261 года, так что его смертная казнь должна была состояться вскоре после этой даты.

Гильем Рамон был осуждён на смерть за нарушение перемирия, подписанного между королём Испании и баронами, и утоплен в море по приказу инфанта Педро (исп.: infante Pedro). В этой последней сирвенте «Belh m'es quan vei pels vergiers e pels pratz» де Ровенак обрушивается на Педро, сравнивая его с палачом, скрывающим своё лицо под маской. Это произведение написано в том же размере, что и сирвента Сервери «Can aug…». Исследователи датируют его 1224 или 1274–1275 годами, однако его контекст несомненно указывает на то, что сочинено оно было в 1261 году.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Союз образовательных сайтов Занесено в каталог Deport.ru