. Средневековая Музыка - Альбертет де Систерон

Средневековая Музыка

Приветствую ВасГость | RSS Главная | Альбертет де Систерон | Регистрация | Вход


Меню сайта

Опрос
Какую средневековую музыку вы любите больше всего?
Всего ответов: 1988

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ключевые слова

Трубадур Альбертет де СистеронАльбертет де Систерон (также Альбертет Систеронский), или де Сестаро, или де Тараскон (окс.: Albertet de Sisteron/de Sestaro/de Tarascon; родился предположительно в 1170 году; умер в 1221, по другим данным, в 1230 году в Систероне; период расцвета творчества: 1194-1221 гг.) – средневековый провансальский трубадур, согласно жизнеописанию, сын странствующего менестреля по имени Азар.

Биография

Известность трубадура де Систерону принесли отнюдь не стихи, а его голос, мелодии и стилистические новшества, присущие его коротким канцонам. Друг Альбертета, трубадур Юк Лескюрский, восхваляет его пение в своём стихотворении «Votz ben dir».

Кроме того, де Сестаро обладал глубоким артистизмом и являлся желанным собеседником для любого просвещённого общества.

В начале своего творческого пути он жил при дворах принца Оранского Раймонда I де Бо и графов Форкалькье.

Впоследствии трубадур перебрался в Ломбардию, где прожил с 1210 по 1220 год. В Италии он посещал дворы графа Савойского и маркграфа Монферратского, а также дома семейств Маласпина в Тортоне и д’Эсте в Ферраре.

Именно в Ферраре Альбертет встречался с Гильемом Ожьером Новеллой, Аймериком де Пегильяном и Аймериком де Беленойем, или де Беленуа.

В Монферрате он познакомился с Дофином Овернским, Гаусельмом Файдитом и Пейролем.

Согласно архивным источникам, в какой-то момент де Сестаро даже пришлось бежать в Испанию, однако период его пребывания там неизвестен. В конце концов, он вернулся в Систерон, где прожил до самой смерти.

Поэтическое творчество

Одним из самых известных произведений трубадура является его стихотворная сатира на семерых дам своего времени, в том числе на графиню Прованса Беатрису Савойскую.

Также сохранилась тенцона (шутливая поэтическая дискуссия) «N'Albertz, un chausetz vostre sen» между де Систероном и Аймериком де Пегильяном. Это стихотворение свидетельствует о том, что сам Альбертет называл себя Альбертом, а уменьшительная форма имени была ему приписана гораздо позже.

Кроме того, трубадур также является автором тенцоны с Аймериком де Беленойем, в последней строфе которой (торнаде) он восхваляет Ожьера и Гаусельма Файдита и воздаёт почести Пейролю, в песенный репертуар которого наверняка входили в том числе и стихотворения де Систерона. При этом известно, что Пейроль был не единственным исполнителем его стихов: с просьбой выучить их наизусть Альбертет обращался и к своей возлюбленной – несомненно в надежде на то, чтобы тем самым добиться их максимальной популяризации.

Де Сестаро был первым трубадуром, представившим на окситанском языке жанр песни о несчастной любви поэта. Все его ранние поэтические произведения рассказывают о его неудачах в любви и о перенесённых им грубостях со стороны дам, за которыми он ухаживал. Поэтому позже де Систерон начал сочинять сирвенты, в которых сам стал дурно обходиться со всеми этими ; женщинами, которые прежде отказали ему в своей любви, однако его любимой мишенью была некая Беатриса.

Среди современниц трубадура было три синьоры с таким именем. Помимо Беатрисы Савойской, супруги графа Прованса Раймунда Беренгера IV, последнего графа Форкалькье, это были Беатриса Вьеннская, жившая в Дофине, и Беатриса дель Карретто, за которой с успехом ухаживал трубадур Раймбаут де Вакейрас.

Несмотря на репутацию де Систерона как музыканта, лишь две из его канцон («Mos coratges m'es camjatz» и «A! mi no fai chantar foilla ni flors») дошли до нас с полными мелодиями, в то время как другая («En mon cor ai un' aital encobida») сохранилась лишь с фрагментом мелодии.

Кроме того существует ещё одно произведение, дескорт под названием «Bel m'es oimais», в рукописном варианте которого вообще отсутствует музыкальная нотация, но она могла соответствовать строфической форме лирической поэмы (лэ) «Bel m'est li tans» трувера Колена Мюзе (фр.: Colin Muset).

Каждое известное сочинение Альбертета является уникальным музыкальным произведением, хотя в целом трубадур оставался консерватором: он писал в ритме силлабического десятисложника с мелизмами лишь в конце фраз. Так, канцона «Mos coratges» написана в классическом стиле, но с мелизмами; канцона «En cor lundi», похоже, принадлежит перу другого автора, а «A! mi no fai chantar», сложная и утончённая, написана в простом стиле, но с уникальными интервалами и фразировкой.

Де Систерон также являлся теоретиком поэтического языка. Так, в одной его тенцоне изображён его диалог с монахом, восхваляющим поэтические качества французского языка, которому он возражает, превознося достоинства окситанского. Такое сравнение схоже с сопоставлением преимуществ греческого языка и латыни Марком Корнелием Фронтоном, а также с противопоставлением итальянского и французского языков знаменитым Данте Алигьери.

Альбертет был единственным трубадуром, использовавшим изобретённую Раймбаутом де Вакейрасом форму канцоны из 9 куплетов и 2 заключительных строф (торнад). Эти уникальные куплеты состоят из 15 стихов неравной длины и следующих за ними торнад, повторяющих рифмы трёх последних стихов последнего куплета.

Творческое наследие

До наших дней сохранилось 23 стихотворения де Систерона. 4 рукописи его произведений, вторично переписанные в 13-м веке в Падуе и Венеции, в настоящее время хранятся в Национальной библиотеке Франции.

Посоветуйте друзьям






Средневековая музыка © 2017

Каталог популярных сайтов Занесено в каталог Deport.ru